[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet), театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, музыкально-инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для франц. театра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак поневоле" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666-67), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1666-67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1671), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мелодраматич. балетов" и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в., см. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживлялись, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.
Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. театра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragedies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета