[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КОРАЛЛИ (Coralli) [настоящая фамилия - Перачини (Peracini)] Жан (15.1.1779, Париж, - 1.5.1854, там же), французский артист и балетмейстер. Учился в школе при парижской Опере. В 1802 дебютировал в этом театре в балете "Тайны Исиды" Лахнита. Свой первый балет "Пауль и Розетта, или Виноградари" (1806) пост. в Венской придворной опере. Работал в театре "Ла Скала" как танцовщик (1809-12, 1814-15 и 1820) и как балетмейстер ("Прославление Гименея", 1815; "Страсть к танцам" и "Брак Зефира и Флоры", оба - 1816; "Статуя Венеры", "Белиза", оба - 1825), а также в театрах Лисабона и Марселя. В 1825-31 был балетмейстером парижского театра "Порт-Сен-Мартен" (пост.: "Лизбель, или Новая Клодина", 1825; "Гулливер", 1826; "Гусары и барышни", 1828; "Леокадия, или Пять лет спустя", 1828). С 1831 балетмейстер парижской Оперы, где осуществил пост. балетов, пользовавшихся большим успехом у современников: "Буря, или Остров духов" Шнейцхоффера (1834), "Хромой бес" Жида (1836), "Кошка, превращенная в женщину" де Монфора (1837), "Тарантул" (1839) и "Озай, или Островитянин" (1847) Жида; "Пери" Бургмюллера (1843), "Эвхариса" Дельдевеза (1844). Пост. (совм. с Ж. Перро) балет "Жизель" (1841). Хореографии этого балета присущи полное взаимопроникновение музыки и танца, образность и экспрессия пластич. языка, раскрывающие повествовательно-изобразительные возможности пантомимы. Драматургия "Жизели" построена на противопоставлении массовых сцен 1-го действия и фантастич. сцен вилис во 2-м, на контрастах бытового и возвышенно-поэтического, которые подчёркивают трагедию обманутой любви.
В этом балете К. проявил себя одним из крупнейших мастеров романтич. направления в европ. хореографии.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

КОРАЛЛИ Вера Алексеевна, см. Каралли В. А.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета