[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"КОРСАР" ("Le Corsaire"), балет в 3 актах 5 картинах (по одноим. поэме Дж. Байрона). Комп. А. Адан, сцен. А. Сен-Жорж и Ж. Мазилье. 23.1.1856, парижская Опера, балетм. Мазилье, худ. Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри и Мартен; Медора - К. Розати, Конрад - Д. Сегарелли. 21.10.1867, возобн., там же, с добавлением "Pas des fleurs" на муз. Л. Делиба.
В России: 12.1.1858, Большой театр, Петербург, балетм. Ж. Перро (с частичным использованием хореографии Мазилье; вставной номер "Pas d'esclave" на муз. П. Г. Ольденбургского в пост. М. И. Петипа), худ. А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер и Петров, дирижёр К. Н. Лядов; Медора - Е. И. Фридберг, Конрад - М. И. Петипа, Сеид-паша - Ж. Перро, Исаак Ланкедем - А. Н. Пишо, Бирбанто - Фредерик (П. Ф. Малавернь), Гюльнара - Л. П. Радина. 24.1.1863, новая пост., Мариинский театр, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. А. А. Роллер и Г. Г. Вагнер; Медора - М. С. Петипа (Суровщикова). 25.1.1868, возобн., там же (добавлена сцена "Оживлённый сад" на музыку Л. Делиба); Медора - А. Гранцова. 30.11.1880, возобн., там же, худ. Г. Г. Вагнер, М. А. Шишков, А. А. Роллер и М. И. Бочаров; Медора - Е. П. Соколова. 13.1.1899, возобн., там же (добавлены вальс и адажио на муз. Р. Е. Дриго), худ. О. К. Аллегри, В. Суреньянц, С. Н. Воробьёв, П. Б. Ламбин (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы); Медора - П. Леньяни (позднее К. Розати, Г. Дор, Л. А. Рославлева, Ю. Н. Седова, Э. Гримальди, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Л. Н. Егорова, О. И. Преображенская, Е. А. Смирнова, О. А. Спесивцева). 3.11.1858, в 5 актах, Большой театр, балетм. П. Ф. Малавернь (Фредерик), худ. А. Бредов, Ф. К. Вальц, П. А. Исаков, Форнари и Ф. И. Шеньян; Медора - П. П. Лебедева, Конрад - Ф. Монтасю, Бирбанто - Фредерик, Сеид-паша - Теодор (Шион). 20.9.1865, возобн., там же, дирижёр П. Н. Лузин; Медора - А. И. Собещанская. 3.3.1888, возобн., там же, балетм. А. Н. Богданов, дирижёр С. Я. Рябов; Медора - Л. Н. Гейтен (позднее - О. Н. Николаева, П. М. Карпакова, М. Н. Горшенкова, Е. Н. Калмыкова, А. А. Джури, Л. А. Рославлева, Э. Гримальди). 15.1.1912, новая пост., там же, в 3 актах 7 картинах (использована также музыка Ч. Пуньи, А. Г. Рубинштейна, К. Гольдмарка, Э. Грига. А. Дворжака, Л. Делиба, Ф. Шопена, П. И. Чайковского), балетм. А. А. Горский, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Аренде; Медора - Е. В. Гельцер, Конрад - В. Д. Тихомиров, Бирбанто - И. Е. Сидоров, Сеид-паша - В. А. Чудинов, Исаак Ланкедем - В. А. Рябцев, Гюльнара - В. А. Каралли.
На сов. сцене. 15.5.1931, Театр оперы и балета, Ленинград, возобн. в 4 актах (с муз. Адана и Ч. Пуньи), балетм. А. Я. Ваганова (по М. И. Петипа), худ. О. К. Аллегри и П. Б. Ламбин, дирижёр М. П. Карпов. 31.5.1955, новая пост., Ленингр. Малый театр (в муз. ред. Е. М. Корнблита), сценарий А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье (в ред. Ю. И. Слонимского), балетм. П. А. Гусев (восстановлены многие сцены и танцы Ж. Перро и М. И. Петипа), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Е. М. Корнблит; Медора - Г. Н. Пирожная, Конрад - В. С. Зимин. 5.7.1973, новая пост., Театр им. Кирова, оркестровка М. А. Матвеева, сценарий в новой ред. К. М. Сергеева, балетм. он же (по Петипа), худ. С. М. Юнович, дирижёр В. Г. Широков; Конрад - Р. М. Абдыев, Бирбанто - А. В. Гридин, Сеид-паша - Э. Н. Михасев, Гюльнара - С. В. Ефремова. 6.10.1958, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, в 3 актах 7 картинах (с муз. Адана и Делиба, обработка и инструментовка В. Н. Кнушевицкого), балетмейстер Н. Г. Гришина, художник В. А. Людмилин, дирижёр В. А. Эдельман; Медора - В. Т. Бовт, Конрад - М. Э. Лиепа, Бирбанто - В. В. Чигирёв, Сеид-паша - В. Н. Ильин, Гюльнара - Э. Е. Власова. 11.4.1968, возобн., там же; Медора - В. Т. Бовт, Конрад - Ю. В. Григорьев, Бир-банто - В. В. Чигирёв, Сеид-паша - А. А. Клейн, Гюльнара - Э. Е. Власова.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Свердловск (1926, М. Ф. Моисеев; 1956, Н. Г. Гришина; 1971, Г. Малхасянц), Харьков (1927, А. М. Мессерер и В. А. Рябцев; 1956, И. К. Ковтунов; 1971, С. К. Шеина), Баку (1936, П. П. Вирский), Саратов (1935, В. И. Вронский; 1968, Г. И. Язвинский), Новосибирск (1939, Язвинский; 1962, П. А. Гусев), Рига (1956, Е. Я. Чанга; 1971, Строде), Минск (1957, С. В. Дречин), Киев (1957, А. Л. Андреев), Душанбе (1960, Г. Р. Валамат-Заде), Фрунзе (1961, Н. С. Тугелов), Иркутск (1962, Е. Д. Эджубова), Ашхабад (1962, К. Джапаров), Бийск (1963, Н. З. Громов), Ташкент (1968, И. Ю. Юсупов), Челябинск (1969, Л. В. Воскресенская), Воронеж (1969, Д. Арипова), Кемерово (1969, Н. З. Громов), Петрозаводск (1972, В. М. Рябухин), Сыктывкар (1976, Л. Флегматов) и др.
Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе её владелец Исаак Ланкедем и продаёт паше Сеиду. Влюблённый в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета