[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КРАНКО (Cranko) Джон (15.8.1927, Рюстенбург, ЮАР, - 26.6.1973, Дублин), английский артист, балетмейстер. Учился в балетной школе Кейптаунского университета (1942-46), в 1946 - в школе труппы "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 Королевский балет Великобритании), и в том же году стал танцовщиком этой труппы; здесь осуществил первые небольшие постановки. В работе К. над балетом "Ананасная Полл" на муз. Салливена (1951) проявились черты, характерные для творчества К.: тёплый (иногда острый) юмор, умение передать содержание действенным танцем, раскрыть характеры средствами хореографич. драматургии. Известность принёс К. балет "Дама и шут" на муз. Верди (1954). Первый многоактный балет - "Принц Пагод" (1957). В 1961 К. возглавил Штутгартский балет, в котором сумел сплотить коллектив в единый художеств. организм, собрав танцовщиков из разных стран. Спектакли, пост. К., отличаются оригинальностью решения, органич. сочетанием танц. и актёрского мастерства - "Онегин" на муз. Чайковского (1965), "Укрощение строптивой" Штольце, по мотивам музыки Скарлатти (1969) - оба показаны в 1972 Штутгартской труппой на гастролях в СССР; "Кармен" на муз. Бизе, и др. Пост.: "История солдата" (1942, Кейптаун); "Ведьма" на муз. Равеля (1950, "Нью-Йорк сити балле"); в Штутгартском балете - "Катализатор" на муз. Шостаковича (1961), "Игра в карты" (1965), "Щелкунчик" (1966); "Поэма экстаза" на муз. Скрябина (1970), "Инициалы Р. Б. М. Э." на муз. Брамса (1972), "Следы" на муз. Малера (1973) и др. К. пост. также неск. опер Б. Бриттена.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета