[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"ЛА СКАЛА" (La Scala; полное назв. - Teatro alla Scala), ведущий итальянский оперно-балетный театр. Открыт в 1778 в Милане (здание построено арх. Дж. Пьермарини на месте церкви Санта-Мария делла Скала - отсюда название). Со дня основания театра балет занимал значит. место в его репертуаре. В день открытия вместе с оперой "Признанная Европа" Сальери были показаны балеты: "Пафио и Мирра, или Кипрские пленники" Сальери (балетм. Легран) и "Умиротворённый Аполлон, или Появление Солнца после падения Фаэтона" де Байу (балетм. Дж. Канциани). Первые десятилетия существования театра тесно связаны с деятельностью балетмейстеров: Г. Анджолини (1779-1803 с перерывами), Д. Росси, П. Франки, Ф. Клерико, Л. Дюпена, Г. Монтичини, У. Гарсия и Г. Джоя. На рубеже 18-19 вв. здесь работали: танцовщицы - Вулькани, Пелозини, Р. Клерико-Панцери, К. Питро-Анджолини, А. Трабаттони, Т. Монтичини, Т. Коралли, Ф. Анджолини; танцовщики - братья Вулькани, Фабиани, Франки, Г. Вестрис; художники-декораторы - П. Гонзаго, К. Каччанига, Ф. Фонтанези, Г. Галлиари и др. В 19 в. труппа "Л. С." стала одним из центров балетного искусства Европы. В 1813 при театре была основана балетная школа, где преподавали Л. Ла Шапель, К. Вильнёв, Гарсия. С 1812 в труппе работал С. Вигано, поставивший свои хорео-драмы: "Творения Прометея" (1813), "Гуситы под Нейбургом" (1815), "Отелло, или Венецианский мавр" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819), "Жанна д'Арк" (1821) - все на сб. муз.
На сцене "Л. С." выступали крупнейшие танцовщицы: Ф. Черрито (1838-43), М. Тальони (с 1841), Ф. Эльслер (1838-48). В 1837-50 школу "Л. С." возглавлял К. Блазис (совм. с А. Рамаччини), после него - О. Юс. Во 2-й пол. 19 в. в "Л. С." работали балетмейстеры П. Тальони, Дж. Казати, А. Кортези, И. Монплезир, Дж. Рота и др., постановки которых ознаменовали кризис романтич. балета. Ставились балеты-феерии Л. Манцотти ("Эксцельсиор", 1881; "Любовь", 1886; "Спорт", 1897) и его продолжателей и эпигонов - А. Коппини, Дж. Пратези и др. В то же время балетная школа воспитала плеяду выдающихся танцовщиц, получивших широкую известность: Г. Сальвиони, Р. Сангалли, Ф. Брамбилла, А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки. С кон. 90-х гг. балетная труппа и школа переживали длительный период застоя. Новый этап развития балетной школы начался с приходом на преподавательскую работу О. И. Преображенской, а затем Э. Чеккетти (1925-28), которого сменила Ч. Форнароли (1928-33). В 30-40тх гг. труппа пополнилась талантливыми танцовщицами. В 50-60-е гг. школой руководила Э. Балнс, с сер. 70-х гг. - А. М. Прина. Возрождение балета в "Л. С." связано с приходом балетм. А. Миллоша (1924-75, с перерывами), ставившего балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева и совр. итал. композиторов (А. Казелла, Г. Петрасси, Ф. Малипьеро, Л. Даллапиккола, В. Букки, Л. Берио, Р. Влада, Н. Рота и др.). В театре работали художники: М. Помпеи, Дж. Де Кирико, Э. Прамполини, Р. Гуттузо, Н. А. Бенуа и др. С 1976 труппой руководит П. Добриевич. В репертуаре балеты классич. наследия: "Коппелия", "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"; постановки Дж. Баланчина, М. Бежара, С. Лифаря и др. Среди пост. конца 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Дафнис и Хлоя" (1975, Ж. Скибин); "Симфония псалмов" на муз. Стравинского (М. Шпаремблек), "Буря" на муз. Сибелиуса (Л. Гай), "Отелло" на муз. Дворжака (Дж. Батлер), "Ромео и Джульетта" (Р. Фашилла по Дж. Кранко) - все в 1976; "Золушка" (П. Бортолуцци); "Дон Жуан" Глюка, "Бунт Сизифа" Петрасси (Миллош) - все в 1977. В труппе (1977): солистки - Л. Кози, Л. Савиньяно, А. Аккола, М. Каваньини, Б. Джерольди, Р. Ковач, Э. Морини, А. М. Рацци; солисты - Р. Фашилла, М. Пистони, А. Моретто, Д. Морганти, П. Подини, Б. Теллоли, Б. Весково. В "Л. С." выступали балетные труппы и солисты из др. стран.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

Смартфоны в калининграде защищенные смартфоны.

[c] Энциклопедия балета