[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛАНДЕР, Ланнер (Lander) Маргот [урожд. - Флоренц-Герхардт (Florentz-Gerhardt)] (2.8.1910, Копенгаген, - 19.7.1961, там же), датская артистка. С 1917 училась в школе Королевского датского балета; с 1925 в труппе, с 1931 солистка, с 1942 прима-балерина (первая, получившая это звание). В 1932 совершенствовалась в Париже у Л. Н. Егоровой и А. Е. Волинина. В 1932-50, став женой балетм. Харальда Л., была первой исполнительницей почти во всех его балетах: "Ученик чародея" на муз. Дюка (1940), "Птица-феникс" Рисагера (1946), "Этюды" (1948) и др. Выступала в классич. балетах, специально для неё включённых в репертуар труппы: "Лебединое озеро" (в отрывках, 1938), "Жизель" (1946). В числе лучших партий также Сванильда; Терезина ("Неаполь, или Рыбак и его невеста"). В 1950 окончила сценич. деятельность. Л. - одна из самых значит. дат. танцовщиц 40-50-х гг. Её приход на сцену совпал с периодом, когда труппа Королевского датского балета расширила свой репертуар, включив произв. мирового балетного театра. В этих балетах Л. сумела передать особенности стилистики разл. хореографов, не теряя при этом индивидуальности. При всём разнообразии репертуара гл. достоинством её искусства (наряду с безукоризненной техникой) была поэтичность танца.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ЛАНДЕР, Ланнер (Lander) Тони [урожд. - Пихль-Петерсен (Pihl-Petersen)] (р. 19.6.1931), датская артистка. Училась в школе Королевского датского балета у Л. Нель, с 1948 в труппе, с 1950 солистка. Исполняла гл. партии в пост. Б. Бартолина - "Классическая симфония" на муз. Прокофьева и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского. В 1951 переехала в Париж. Совершенствовалась у О. И. Преображенской и Л. Н. Егоровой, выступала в труппах "Орижиналь балле рюс" (1951-52), "Лондон фестивал балле" (1954-59), "Американ балле тиэтр" (1960-71), одновременно танцевала и в спектаклях Королевского датского балета; в 1971 вернулась в эту труппу в качестве солистки и педагога. Партии: Сильфида, Одетта - Одиллия; Терезина ("Неаполь, или Рыбак и его невеста"), Булотта ("Синяя борода", балетм. М. М. Фокин), фрекен Юлия ("Фрекен Юлия", балетм. Б. Кульберг); гл. партии в балетах -"Этюды" (балетм. Харальд Л.), "Тема с вариациями" на муз. Чайковского (балетм. Дж. Баланчин) и др. Классическая танцовщица, Л. в нач. 70-х гг. обратилась также к танцу модерн. Л. - одна из лучших исполнительниц партий Дездемоны ("Павана мавра", балетм. Х. Лимон). Гастролировала в СССР: в 1960 - с труппой "Американ балле тиэтр" и в 1973 - с Королевским датским балетом.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ЛАНДЕР, Ланнер (Lander), Харальд [наст. имя и фам. - Альфред Бернхардт Стевнсборг (Stevnsborg)] (25.2.1905, Копенгапен, - 14.9.1971, там же), датский артист, балетмейстер, педагог. С 1913 учился в школе Королевского датского балета у К. Кристиансена, Х. Бека и Г. Улендорфа. В труппе - с 1923, выступал как характерный танцовщик. В 1926-27 изучал в СССР рус. танцы, в 1927-29 учился в США у Фокина, был в Мексике, где знакомился с нар. танцами. С 1929 солист Королевского датского балета; с 1931 возглавил этот коллектив. Привлекал к работе известных композиторов (К. Рисагера и др.) и писателей, а также балетмейстеров и педагогов из др. стран, что способствовало знакомству артистов с др. танц. школами. В 1938 выезжал с труппой на гастроли в Париж. Л. Пост. свыше 30 балетов: "Гаучо" и "Запорожцы" Ресена (1931, 1934), "Диана" и "Футбол" на муз. Пуленка (оба - 1932), "Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938), "Ученик чародея" на муз. Дюка (1940), "Весна" на муз. Грига (1942); "Земля обетованная" и "Картсилуни" Рисагера (оба - 1942), "Этюды" (1948), "В честь Августа Бурнонвиля" (1949) и др. В 1932-51 руководил также школой Королевского датского балета. В 1951 ушёл из труппы. В 1952 пост. в парижской Опере: "Причуды Купидона и балетмейстера" Лолле, акт цветов из балета "Галантная Индия" Рамо, "Этюды". С 1953 преподавал в школе парижской Оперы, в 1956-57 и 1959-63 её руководитель. Одновременно работал в ФРГ, Вене, Хельсинки, Лондоне, Милане, Рио-де-Жанейро, ставил балеты Бурнонвиля и собственные: "Весна в Вене" на муз. Шуберта (1954), "Vita Eterna" на муз. Дворжака (1958), "Яра" на муз. Вила Лобоса (1960). В 1962 пост. в Королевском датском балете "Триумф любви" на муз. Люлли. В 1964 создал студию в Париже. Деятельность Л. помогла дат. балету выйти из состояния изоляции, в которой он пребывал десятилетиями. Ставя спектакли на нац. сюжеты с нар. танцами, Л. развивал и обновлял эту традицию дат. балетного театра. В то же время глубокое знание классического танца помогло балетмейстеру по-новому использовать его в лучшем из своих балетов - "Этюдах". В 1958 с труппой парижской Оперы был в СССР.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета