[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛАВРОВСКИЙ (настоящая фамилия - Иванов) Леонид Михайлович [5(18).6.1905, Петербург, - 27.11.1967, Париж], советский артист, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1944. По окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог В. И. Пономарёв), в 1922-35 в Ленингр. театре оперы и балета (позднее Театр им. Кирова). В 1935-38 худ. рук. балетной труппы Ленингр. Малого театра, в 1938-44 - Театра им. Кирова, в 1942-43 - Театра им. Спендиарова (Ереван). В 1944-64 (с небольшими перерывами) гл. балетмейстер Большого театра. С деятельностью Л. связаны значит. завоевания сов. хореографии. Его творчество отмечено стремлением к содержательности сов. балета, широте его тематики, обогащению и обновлению форм хореографич. спектакля. Искусство Л. способствовало становлению реализма, утверждению междунар. признания сов. балета. Пост.: "Времена года" на муз. Чайковского (1928, Ленингр. хореографич. училище), "Фадетта" (1934, там же; 1936, Ленингр. Малый театр; 1952, Большой театр); "Катерина" на муз. А. Рубинштейна и Адана (1935, Ленингр. хореографич. училище; 1936, Театр им. Кирова), "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый театр). Уже здесь определились приверженность Л. к классическому танцу и драматич. пантомимным эпизодам, его стремление на основе синтеза этих двух начал раскрывать образные характеристики героев. Наиболее полно особенности искусства Л. проявились в его лучшей работе - балете "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, Театр им. Кирова; 1946, Большой театр, Гос. премия СССР, 1947; 1963, Будапешт). Этот спектакль вошёл в историю сов. балетного театра как одно из самых ярких воплощений шекспировской темы. Он отличался глубоким психологич. раскрытием образов, высокохудожеств. решением идей трагедии Шекспира. В смелых сочетаниях разл. форм танца, образной танц. мизансцены, мимики и жеста, в чередовании драматически- напряжённых массовых нар. сцен и действенных лирич. дуэтов хореограф показал драматич. судьбы шекспировских героев, сложные жизненные конфликты и ситуации, создал подлинно реалистический и глубоко содержательный спектакль. В 1955 Л. и кинорежиссёр Л. О. Арнштам осуществили кинематографич. вариант этого спектакля. В 1973 спектакль целиком был снят телевидением Великобритании.
Л. ставил балеты на муз. симфонич. произв.; "Паганини" (1960, Большой театр); "Классическая симфония" Прокофьева (1966, Моск. хореографич. училище) и др. В этих спектаклях пластич. обобщения, танц. полифония, многоголосие ансамблевого аккомпанемента сближают хореографию Л. с достижениями совр. сов. балетмейстеров. Мастер и знаток хореографии классич. балетов 19 в., Л. возобновил "Жизель" (1944, Большой театр; 1958, Будапешт; 1958, Хельсинки и Белград), создал новую ред. "Раймонды" (1945, Большой театр). Среди балетов Л.:. "Красный мак" (1949, Большой театр; Гос. пр. СССР, 1950), "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (1954, Большой театр; 1961, Хельсинки), "Ночной город" на муз. Бартока, "Страницы жизни" А. Баланчивадзе (оба - 1961, Большой театр), "Память сердца" А. Баланчивадзе (1967, Моск. хореографич. училище).
В 1959-64 Л. - гл. балетмейстер моск. ансамбля "Балет на льду" (пост. программы "Зимняя фантазия", "Снежная симфония", 1959). В 1948-67 преподавал на балетмейстерском отделении ГИТИСа (с 1952 проф.). В 1964-67 худ. рук. Моск. хореографич. училища. Автор статей по балету. Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся достижения в области балета.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ЛАВРОВСКИЙ Михаил Леонидович (р. 29.9.1941, Тбилиси), советский артист. Нар. арт. СССР (1976). Сын Л. М. Лавровского и Е. Г. Чикваидзе. С 1961, по окончании Моск. хореографич. училища (педагоги Н. И. Тарасов и Г. М. Евдокимов), в Большом театре; работал под рук. А. Н. Ермолаева. Первая значит. партия - Филипп ("Пламя Парижа", 1962). Среди партий: сын Георгия ("Страницы жизни" на муз. А. Баланчивадзе), Голубая птица, Вацлав, Альберт; Принц ("Золушка"), Фрондосо; Кайс ("Лейли и Меджнун", балетм. К. Я. Голейзовский), Ферхад, Базиль, Зигфрид, Ромео, Спартак; Виктор ("Ангара", 1-й исполнитель, 1976, балетм. Ю. Н. Григорович; Гос. пр. СССР, 1977). Классический танцовщик романтико-трагедийного амплуа, Л. продолжает лучшие традиции рус. исполнительской школы. Его динамичный, чёткий по форме танец органично сочетается с силой внутр. экспрессии, искренностью чувств, с художеств. законченностью образа. Исполнил роли Ромео, Ипполита, Мечтателя, Альберта в телефильмах "Ромео и Джульетта" (на муз. Чайковского), "Федра" (комп. А. Локшин), "Белые ночи" (комп. А. Шёнберг), "Жизель". Ленинская пр. (1970, за исполнение партии Спартака), 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1965), пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1972). В 1979 окончил ГИТИС (педагог Р. В. Захаров). Пост. фильм-балет "Мцыри" (1977), исполнив в нём гл. партию.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета