[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕНИНГРАДСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Ленинградское ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище им. А. Я. Вагановой), одно из старейших специальных учебных заведений страны по подготовке кадров артистов балета и ансамблей. Осн. в Петербурге в 1738 по инициативе франц. балетмейстера и преподавателя танца Ж. Б. Ланде как Танцевальная школа. С 1779 преобразовано в Театральную школу, объединившую балетные, драматич., живописные и муз. классы. В нач. 19 в. переименовано в Петерб. театральное училище. Первыми преподавателями танца были иностр. мастера - Ж. Б. Ланде, Ф. Хильфердинг, Дж. Канциани и др. Первый выпуск состоялся в 1742. Педагогом и балетмейстером, определившим развитие рус. нац. балетной школы, стал И. И. Вальберх (руководил преподаванием с 1794). Его ученики: А. И. Тукманова, Колосова, И. М. Аблец и др. В 1-й четв. 19 в. балетное образование достигло высокого проф. уровня благодаря деятельности Ш. Дидло (преподавал в училище, с перерывом, 21 год). Он добивался от своих учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Среди его учеников А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. П. Глушковский. К 1-й пол. 19 в. складывается рус. исполнительская манера, получившая признание за границей после выступлений Е. А. Санковской, Е. И. Андреяновой, М. Н. Муравьёвой. Большое влияние на рус. балетную школу оказало романтич. искусство М. Тальони и Ж. Перро. Однако определяющее воздействие на формирование исполнительского стиля рус. танцовщиков оказала балетмейстерско-педагогич. деятельность М. И. Петипа. Под его руководством в училище сформировался сильный педагогич. коллектив. Х. П. Иогансон, П. А. Гердт, позднее - Н. Г. Легат, Е. О. Вазем, О. И. Преображенская и др. стали носителями традиций академич. классического танца. В нач. 20 в. училище подверглось новым веяниям, вызванным балетмейстерскими реформами М. М. Фокина (преподавал с 1904). Расцвет рус. исполнительского искусства нашёл выражение в творчестве А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского, О. А. Спесивцевой и др.
После Великой Окт. социалистич. революции в 1918 училище было реорганизовано в Петрогр. театральное балетное училище с новой программой обучения. Расширился круг не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин. Среди педагогов - А. Н. Монахов, Л. С. Леонтьев, В. А. Семёнов, В. И. Пономарев, М. Ф. Романова, Е. П. Снеткова. В 1921 началась педагогич. деятельность А. Я. Вагановой. Под ее руководством проводилась систематизация обучения, вышли первые методич. пособия - "Основы классического танца" Вагановой (1934), "Основы характерного танца" А. В. Ширяева, А. И. Бочарова, А. В. Лопухова (1939), "Бальный танец" Н. П. Ивановского (1940). В сов. время училище выпустило выдающихся впоследствии мастеров балетного театра. Среди них: М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, А. Н. Ермолаев, О. Г. Иордан, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев, Ф. В. Лопухов, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон, Н. Л. Зубковский, А. Я. Шелест, О. Н. Моисеева, Ю. Н. Григорович, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева, С. В. Викулов, Н. А. Долгушин.
В 1934 при Л. х. у. открылись педагогич. (рук. Ваганова), в 1937 балетмейстерское (рук. Ф. В. Лопухов) отделения. С целью подготовки высокопрофессиональных кадров артистов балета для республик страны в 1934 было организовано также нац. отделение. В годы Великой Отечеств. войны училище было эвакуировано в Пермь. В 1957 училищу присвоено имя А. Я. Вагановой. В 1961 - звание академического. В Л. х. у. преподавали И. Д. Бельский, Н. П. Ивановский, С. Ш. Каплан, А. И. Пушкин, Н. М. Стуколкина, Б. В. Шавров, В. И. Шелков и др. Обучение в училище ведется (1979) на след. отделениях: основное (8 лет), экспериментальное (6 лет), народно-характерное (5 лет), педагогическое (2 года). Худ. рук. - К. М. Сергеев. Ведущие педагоги: Е. В. Ширипина, Л. М. Тюнтина, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, И. Б. Зубковская, Б. Я. Брегвадзе, И. Г. Генслер, Г. П. Конищев, Н. Н. Серебренников, Т. И. Шмырова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЛЕ..

КУБИНСКИЙ АНСАМБЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КУБЫ

НОВОСИБИРСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ БАЛЕТ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ КАЗАХСКОЙ ССР

[c] Энциклопедия балета