[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕПЕШИНСКАЯ Ольга Васильевна [р. 15(28).9.1916, Киев], советская артистка и педагог. Нар. арт. СССР (1951). Доктор гуманитарных наук Филиппин (1974). Чл.-корр. Академии искусств ГДР (1970). Чл. КПСС с 1943. По окончании Моск. хореографич. училища (педагог А. И. Чекрыгина), в 1933-63 в Большом театре. Дебютировала в партии Лизы. Л. - яркая представительница сов. балетной школы. Её творчество отразило процесс обогащения классич. балета принципами и методом социалистич. реализма. Совершенный по мастерству танец Л. содействовал демократизации балетного театра и вместе с тем воспитанию в балетной аудитории понимания балетного образа как синтеза музыки, танц. пластики и актёрского мастерства. Л. обладала искромётной техникой, виртуозно владела всеми средствами классического танца. Её исполнение отличалось темпераментом, эмоциональной насыщенностью, элевацией, энергичной динамикой вращений, чеканностью и ритмической чёткостью движений. В трактовку образов классич. балетов (Лиза, Китри, Аврора, Маша, Одетта - Одиллия, Сванильда) Л. вносила конкретно-жизненные черты, мотивированную драматургией смену настроений.
Органическое чувство сопричастности социалистч. эпохе позволило Л. успешно воплощать центральные партии в балетах сов. композиторов. В них Л. воплотила характерные черты людей своего времени: жизнелюбие, энергию созидания, волевую устремлённость к цели, оптимизм. Среди её лучших ролей (в скобках фамилии балетмейстеров): Суок - "Три толстяка" Оранского (1938, И. А. Моисеев), Светлана - "Светлана" Клебанова (1939, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, А. И. Радунский), Жанна - "Пламя Парижа" (1947; Гос. пр. СССР, 1947; В. И. Вайнонен), Тао Хоа (1949; Гос. пр. СССР, 1950; Л. М. Лавровский), Сари - "Тропою грома" (1959, К. М. Сергеев). Гуманизмом, светлым лиризмом насыщены образы Ассоль - "Алые паруса" Юровского (1943, Попко, Поспехин, Радунский), Золушки (1945; Гос. пр. СССР, 1946; Р. В. Захаров), Параши (1949, Захаров). Комедийный талант Л. ярко проявился в партиях Лизы Муромской - "Барышня-крестьянка" Асафьева (1946, Захаров) и Мирандолины (1949, Вайнонен). Первая исполнительница (с П. А. Гусевым) миниатюр Л. В. Якобсона "Охотник и птица" (1940) и "Слепая" (1941) и др. В репертуар Л. входило несколько концертных программ, с которыми она выступала на фронте в период Великой Отечеств. войны, а также во мн. городах СССР и др. стран. Снималась в фильме-балете "Граф Нулин" и в фильме "Князь Игорь" (Чага в "Половецких плясках"). Участвовала в гастролях за рубежом.
С 1963 ведёт большую педагогич. работу за границей: в Римской академии танца, в оперно-балетных театрах Будапешта, Берлина, Стокгольма, Вены, Токио и др. Выступает по вопросам балета в печати и на телевидении. Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области балетного искусства.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета