[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛИЕПА Марис-Рудольф Эдуардович (р. 27.7.1936, Рига), советский артист. Нар. арт. СССР (1976). Учился в Рижском хореографич. училище (у В. Т. Блинова). В 1955 окончил Моск. хореографич. училище (ученик Н. И. Тарасова). С 1956 в труппе Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии. Лионель ("Жанна д'Арк" Пейко), Феб, Конрад и др. С 1960 - в Большом театре. Танец Л. отличается мужественной, уверенной манерой, широтой и силой движений, чёткостью, законченностью, пластичностью, скульптурностью рисунка. Обладая высоким профессионализмом, Л. сознательно и последовательно стремится к синтезу танцевальности и артистичности, к реалистич. обоснованности сценич. поведения. Продуманность и отшлифованность всех деталей игры, яркая театральность сделали Л. одним из интереснейших "танцующих актеров" балетного театра. Среди его лучших партий: Альберт, Дезире, Ромео, Ферхад(1965, балетм. Ю. Н. Григорович), Вронский и Каренин ("Анна Каренина", 1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), Базиль; Чёрт ("История солдата", 1964, балетм. Э. Суве), принц Лимон ("Чиполлино" К. Хачатуряна, 1977, балетм. Г. А. Майоров). Вершина творчества Л. - партия Красса ("Спартак", 1968, балетм. Григорович; Ленинская пр., 1970) - гигантский образ зла, насилия и властолюбия, вызывающий ассоциации с фашизмом и жестокой бессмысленностью войн. Способность Л. к самостоятельному прочтению классики, его высокая художеств. культура проявились в возобновлении (балетмейстер и исполнитель) балета М. М. Фокина "Видение розы" (1967). Пост. также балет "Дон Кихот" (1979, Днепропетровский театр), Балетмейстер- постановщик фильма "Музыка ко дню рождения" (1980). В 1963-80 Л. преподавал в Моск. хореографич. училище, снимается в кино, в т. ч. в фильмах-балетах "Гамлет", "Спартак", "Галатея", а также в художеств. фильмах. Ставит танцы в драматич. спектаклях. Автор статей по балету в периодич. печати. Пр. В. Нижинского (1971, Париж), пр. М. Петита (1977, там же).
Соч.: Балетная пушкиниана, "Т", 1972, No 5; О балетах Хачатуряна, "МЖ", 1973, No 10; Залог новых свершений, там же, 1977, No 2; Воспоминания о М. М. Габовиче, в кн. Михаил Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче, М., 1977.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета