[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛИФАРЬ (Lifar) Серж (наст. имя и отчество - Сергей Михайлович) (р. 2. 4. 1905, Киев), французский артист, балетмейстер, педагог. Учился в киевской студии Б. Ф. Нижинской (с 1921), затем у Э. Чеккетти. С 1923 живёт во Франции. В 1923-29 солист труппы Русский балет Дягилева, где исполнял гл. партии в балетах: "Жар-птица", "Послеполуденный отдых фавна", "Аполлон Мусагет", "Петрушка" (роль Арапа), "Блудный сын" и др. Танцовщик классич. школы, обладающий развитой техникой, драматич. экспрессией и лирич. даром, Л. впоследствии ограничил свой репертуар гл. партиями в собств. постановках. В качестве балетмейстера впервые выступил в 1929 ("Байка про Лису...", Русский балет Дягилева). В 1930-44, 1947-59 и 1962-63 и 1977 балетмейстер. солист (до 1956) и педагог парижской Оперы. В 1944-47 рук. труппы "Нуво балле де Монте-Карло". Работал как балетмейстер в разл. странах. В 1947 основал в Париже Институт хореографии; с 1955 ведёт курс истории и теории танца в Сорбонне. Деятельность Л. имела большое значение для возрождения франц. балета в период между двумя войнами. Под его руководством балетная труппа Оперы стала одной из лучших в Европе, с разнообразным и обширным репертуаром. Поставил более 200 балетов и дивертисментов в оперных спектаклях, в т. ч.: "Творения Прометея" (1929); "Ночь" Соге (1930, Лондон), "Вакх и Ариадна" Русселя, "Оркестр на свободе" Совплана (оба - 1931), "На Днепре" Прокофьева (1932), "Икар" ("ритмы" Ж. Сифера и Л., инструментованные Онеггером), "Послеполуденный отдых фавна"; "Салат" Мийо (все - 1935), "Голый король" Франсе (1936), "Торжествующий Давид" Риети, "Александр Великий" Гобера (оба - 1937), "Аделаида, или Язык цветов" на муз. Равеля, "Эней" Русселя, "Песнь песней" Онеггера, "Ориана и Принц любви" Шмитта (все - 1938), "Жанна д'Арк на костре" - оратория-мистерия Онеггера (1939, Орлеан), "Рыцарь и девушка" Гобера, "Истар" д'Энди, "Болеро"; "Принцесса в саду" Гровле, "Сильвия" (все - 1941); "Примерные звери" Пуленка, "Жоан из Цариссы" Эгка (оба - 1942), "Любовь-волшебница" (1943); "Сюита в белом" на муз. Лало (1943, возобн. 1977), "Гиньоль и Пандора" Жоливе (1944), "Утренняя серенада" Пуленка, "Шота Руставели" Онеггера, Черепнина, Арсани (оба - 1945, Монте-Карло), "Dramma per musica" на муз. Баха (1946, Монте-Карло; 1950, парижская Опера), "Пери" Дюка (1946, Монте-Карло), "Видения" Соге (1947, возобн. 1977), "Наутеос" Лелё (1947, Монте-Карло; 1954, парижская Опера), "Гавани" Ибера (1948), "Рождение красок" Онеггера, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (оба - 1949), "Странствующий рыцарь" Ибера и "Незнакомка" Жоливе (оба - 1950), "Федра" Орика (1950, возобн. 1977), "Плутни" Обена (1952), "Кинематограф" Л. Обера (1953), "Жар-птица" (1954); "Фантастическая свадьба" Деланнуа, "Ромео и Джульетта" (2 акта балета Прокофьева), оба - 1955; "Любовь и её судьба" на муз. Чайковского (1956, Вена), "Путь к свету" Орика, "Мученичество св. Себастьяна" Дебюсси (оба - 1957), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (Театр Елисейских полей, Париж), "Дафнис и Хлоя" (парижская Опера), оба - 1958; "Пиковая дама" на муз. Чайковского, "Венецианский мавр" Тирье (1960, оба - Монте-Карло) и мн. др. (кроме оговорённых случаев - все в парижской Опере). Ряд балетов Л. был показан труппой парижской Оперы во время гастролей в СССР (1958 и 1969-70). Л. - автор мн. историч. и теоретич. трудов, в которых выдвинул термин "неоклассицизм" для определения собств. творчества.
Сюжеты хореодрам Л. часто почерпнуты из античной или библейской мифологии, классич. литературы и поэзии; его постановкам иногда присущи абстрактность аллегорич. замысла, изощрённая стилизация и статичность, или патетика и мелодраматизм. Пластич. язык Л. обладает скульптурно-живописной выразитель- ностью. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету ("аккомпанирующая" роль которого может быть отчасти уподоблена хору античной трагедии), Л. повысил значение мужского танца в балете. Знаток академич. танца, Л. продолжал и развивал его традиции, разработал принцип т. н. "трёх хореографических планов" (хореографич. драма как целое; сквозной "пластический лейтмотив"; детально разработанная техника рук, шеи, торса танцовщика), добивался от танцовщиков выразительности мимической игры и жеста, связи их с музыкой.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета