[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЛИМОН (Limon) Хосе [наст. имя - Аркадио (Arcadio)] (12.1.1908, Кульякан, шт. Синалоа, Мексика, - 2.12.1972, Флемингтон, шт. Нью-Джерси), американский танцовщик и хореограф. По нац. мексиканец. С 1915 жил в США. С 1928 учился танцу модерн у Д. Хамфри и Ч. Вейдмана, в 1945 - классическому танцу у А. Тюдора и Н. Чарисс. В 1930-40 работал в труппе Хамфри и Вейдмана. Первые значит. пост.: "Танец смерти" на муз. Кларка (1937), "Мексиканские танцы" на муз. Новака (1939), "Чаконна в ре-минор" на муз. Баха (1940). В 1945 организовал труппу (Труппа Х. Лимона; до 1958 руководил ею совм. с Хамфри). В 1964 возглавлял также труппу Амер. театр. танца. Л. много работал в Мексике. Выступал в ведущих партиях в спектаклях своей труппы, исполнит. деятельность прекратил в 1969. Последние постановки в 1972 - "Карлота" (без муз. сопровождения) и "Орфей" на муз. Бетховена. В 1973 труппа Л. гастролировала в СССР. Его балеты входят в репертуар ряда зарубежных трупп. Л. - один из крупнейших представителей амер. танца модерн; как и большинство артистов этого направления, работавших в 30-50-х гг., он считал танец средством активного воздействия на зрителей, неизменно обращался к социальным и этически-философским темам. Танец модерн в его постановках часто приобретал нац. окраску, обусловленную влиянием мекс. и индейского искусства. Особое внимание он уделял мужскому танцу, вырабатывая энергичный, атлетич. стиль. Одна из его лучших работ - "Павана мавра" (1949). Пост.: "Ла Малинче" Ллойда (1947), "Изгнанники" на муз. Шёнберга (1949), "Император Джонс" Вила Лобоса (1956), "Короткая месса военных времён" на муз. Кодая (1958), "Крылатые" Джонсона (1966), "Не воспетые" без муз. сопровождения (1970), "Танцы для Айседоры" на муз. Шопена (1971) и др. Почётный доктор университета Уэсли (1960, Мидлтаун, Коннектикут, США).
Соч.: An American accent, в кн.: The modern dance. Seven statements of belief, Middletown (Conn.), 1966, p. 17-27.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета