[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall - концертный зал), вид эстрадного театра. Непременно включает танцевальные номера. Наиболее типичны женские массовые т. н. "танцы гёрлс", возникшие в кон. 19 в. в Великобритании - родине М.-х. В представление входят также танцы мужские и массовые смешанного состава, выступления солистов. Для "танцев гёрлс" (обычно исполнительницы выстроены по росту - "лесенкой") характерны линейный рисунок и синхронное исполнение одинаковых движений. В России с "танцами гёрлс" впервые в нач. 20 в. выступали англ. гастролёрши. В первых сов. М.-х. (в Москве и Ленинграде со 2-й пол. 20-х гг.) танц. коллективы заняли в программах ведущее место. Их создателем был К. Я. Голейзовский. Новшеством его постановок была тесная связь танц. номеров с драматургией представления в целом. Более богатой в них стала танцевальная лексика. Голейзовский использовал ритмич. движения, элементы физкультурных упражнений и движения нар. танцев, что требовало от исполнительниц, помимо хороших внешних данных, владения танц. техникой и навыками актёрской игры. Наиболее значительные постановки Голейзовского в М.-х. - танец "30 английских гёрлс", "Чаплиниада", "Семья народов". Хореографич. сценки и сюжеты, подчас на остросоциальные темы, были созданы балетмейстерами Н. А. Глан и Э. И. Мэй в представлении "Как 14-я дивизия в рай шла" (Московский М.-х., 1932), В. Ф. Друцкой в номере "Женевская мирная конференция" (Ленинградский М.-х., 1931), Н. С. Холфиным в сюите "Морской скетч" (Московский М.-х., 1930). С сер. 30-х гг. в программах М.-х. участвовали эстрадные танцовщики - исполнители акробатич. дуэтов: Л. Ивер и А. Нельсон, М. И. Понна и А. И. Каверзин, А. А. Редель и М. М. Хрусталёв, В. П. Сергеева и А. В. Таскин. С народно-характерными номерами выступали Н. Базарова и Д. Бельский, Л. А. Спокойская, создавшая серию "социальных портретов". Во вновь открытом в 1960 Московском М.-х. связующим элементом представления стал женский танц. ансамбль "Радуга" под рук. Холфина, состоящий из разносторонне одарённых танцовщиц (иногда они исполняли игровые и вокальные номера). Лучшие танц. номера, пост. Холфиным ("Дождь над Москвой", "Когда танцует рояль" и др.), органично входили в представления. В Ленинградском М.-х. (вновь создан в 1967) возникла танцевальная группа смешанного состава (с танцовщицами жанра "травести"). В первой программе "Нет тебя прекрасней" (1967), так же как и в последующих, наиболее удачные номера, пост. балетм. Н. С. Годенко, отличались оригинальностью замысла и чёткой драматургией ("Вологодские кружевницы", "Северное сияние", "Новгородские ложечники"). Ряд пост. Ленинградского М.-х. осуществили И. Д. Бельский, В. А. Манохин, Г. А. Майоров, В. Н. Елизарьев, балетмейстеры из ГДР Г. Вальтер и Д. Зейферт.
В М.-х., возникших в 70-е гг. в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, республиках Прибалтики, основу репертуара составляют женские массовые танцы. В Киевском М.-х. (организован в 1978) участвует танц. коллектив смешанного состава. Бульшая часть программы этого М.-х. ("Снимаемся в ревю", в т. ч. "Кадриль", "Как в кино" и др.) пост. на материале нар. танца Б. Н. Каменьковичем, мастером танцевально- игровой миниатюры. В спектаклях М.-х. 70-х гг. почти отсутствует сольный танец. Всё большее место в них занимает массовый танец, являющийся связующим элементом программы или своеобразной интермедией, вводящей зрителя в атмосферу действия.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета