[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЯСИН (Massine) Леонид Фёдорович (8.8.1895, Москва, - 15.3.1979, Боркен, Вестфалия), русский танцовщик, балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. училище (ученик А. А. Горского) и был принят в труппу Большого театра. С 1914 солист труппы С. П. Дягилева. Исполнитель партий Иосифа ("Легенда об Иосифе", балетм. Фокин), Петрушки ("Петрушка", балетм. Фокин), а также мн. характерно-гротескных партий в пост. им самим балетах. Дебютировал как хореограф в труппе Дягилева в 1915 балетом "Ночное солнце" на муз. Римского-Корсакова. М. пост. св. 70 одноактных балетов, как правило, на музыку крупных композиторов. Сначала ставил жанрово-характерные балеты, часто с резко очерченным и остроумным конфликтом: "Женщины в хорошем настроении" ("Проказницы") на муз. Скарлатти - Томмазини, "Парад" (1917); "Волшебная лавка" на муз. Россини - Респиги и "Треуголка" (1919); "Пульчинелла", "Песнь соловья" и новая ред. "Весны священной" (все - 1920). В 1921 М. покинул труппу Дягилева. В 1924 пост. для сезона "Парижские вечера" ("Театр де ла сигаль" в Париже) балеты "Меркурий" Сати, "Салат" Мийо, "Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса (аранжировка Р. Дезормьера), "Школа танца" на муз. Боккерини. В 1924-1928 вернулся в труппу Дягилева; пост. балеты - "Зефир и Флора" Дукельского, "Матросы" Орика (оба - 1925), "Стальной скок" Прокофьева (1927) и "Ода" Набокова (1928). Пост. для труппы Иды Рубинштейн балеты "Давид" Соге (1928) и "Амфион" Онеггера (1931). С 1932 начал работать в труппе "Балле рюс де Монте-Карло" (с 1933 гл. балетмейстер), пост. "Детские игры" на муз. Бизе (1932). С 1933 обратился к пост. бессюжетных хореографич. симфоний: "Предзнаменования" на муз. 5-й симфонии Чайковского и "Хореартиум" на муз. 4-й симфонии Брамса (1933), "Фантастическая симфония" Берлиоза (1936). Следующие пост. М.: "Парижское веселье" на муз. Оффенбаха - Розенталя, "Седьмая симфония" Бетховена, "Nobilissima visione" Хиндемита (все - 1938), "Испанское каприччио" Римского-Корсакова и "Красное и Чёрное" на муз. 1-й симфонии Шостаковича (1939), "Лабиринт" на муз. 7-й симфонии Шуберта (1941). Гастролировал с собственной труппой в 1945-46 (балет "Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича). С 1947 работал преим. в Европе. Пост. балеты: "Симфония "Часы""на муз. Гайдна ("Сэдлерс-Уэллс балле", 1948), "Художник и его модель" на муз. Орика (Балет Елисейских полей, 1949), "Гарольд в Италии" на муз. Берлиоза ("Балле рюс де Монте-Карло", 1951), "Марио и волшебник" на муз. Маннино (Милан, 1954) и "Дон Жуан" Глюка (Милан, 1959). М. принадлежала хореография фильмов-балетов "Красные башмачки" (1948), "Сказки Гофмана" (1951), "Неаполитанская карусель" (1954). Работал балетмейстером в труппах "Опера комик" (Франция), "Балле тиэтр" (США), "Ла Скала" (Италия) и др. Написал книгу "Моя жизнь в балете" ("My Life in Ballet", L., 1960).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета