[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАХАРАДЖ, семья индийских танцовщиков. Основатели династии братья М. - Биндадин и Калка Прасад (кон. 19 - нач. 20 вв.). С их именами связан расцвет одной из самых лучших школ танца катхак "Лакхнау Гхарана" (осн. в нач. 19 в.). Деятельность Биндадина и Калки М. способствовала возрождению исполнительских традиций стиля катхак, утраченных в результате влияния мусульманской культуры. Аччхан М. (наст. имя - Джаганатх) (1895, Лакхнау, - 1946, там же), сын Калки Прасада М. Достиг высокого мастерства в исполнении танцев катхак, несмотря на непропорциональность фигуры. Был танцовщиком при дворе раджи Райгарха. Много сделал для возрождения танц. драмы натья. Совм. с Шримати Нирмалой Джоши ставил спектакли. Лакчху М. (наст. имя - Байджанатх) (1901-1978), брат Аччхана М. Исполнительскую деятельность начал в 10-летнем возрасте. Основал в Бомбее школу по изучению катхака. Пост. неск. танц. драм на основе классики (сохранились в репертуаре "Бхаратия Кала Кендры"). В 1957 был награждён пр. Академии музыки, танца и драмы. Возглавлял школу "Катхак центр" в Лакхнау. Шамбху М. (1901 - 5.11.1972, Дели), брат Аччхана М. Впитал лучшие исполнительские традиции своей семьи, знаток классич. музыки Сев. Индии. Обогатил эмоциональной наполненностью и выразительностью жестов и движений стиль катхак. Совм. со своей ученицей и партнёршей Маей Рао осуществил пост. неск. балетных спектаклей на основе катхака. С 1955 работал педагогом "Бхаратии Кала Кендры" в Дели. Воспитал св. 100 известных танцовщиков, среди которых Бирджу Махарадж, Осви Дамаянти Джоши, Гопи Кришна. Ежегодно (с 1960) награждался гос. и академич. премиями в области танца и музыки. Пр. "Сангит натак академи". Бирджу М. (наст. имя - Бирджмохан) (р. 1935, Лакхнау), сын Аччхана М. Начал заниматься танцем под руководством отца в "Лакхнау Гхарана", затем учился у Лакчху и Шамбху М. Известен как один из ведущих исполнителей катхака. Ставит танц. драмы на мифологич. сюжеты на основе катхака, в которых исполняет гл. партии. В пост. обращается к совр. темам (балет "Далиа" по Рабиндранату Тагору). Пр. "Сангит натак академи". Много гастролировал по стране и за рубежом. Приезжал со своей труппой в СССР (1961, 1972).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета