[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАЛЕР (Mahler) Густав (7.7.1860, Калиште, Чехия, - 18.5.1911, Вена), австрийский композитор, дирижёр и оперный режиссёр. Окончил Венскую консерваторию, брал уроки композиции у А. Брукнера. Работал в качестве дирижёра в оперных театрах Германии, Чехии, Австро-Венгрии; в 1897-1907 директор Венского придворного театра; в 1907 уехал в США, где был дирижёром "Метрополитен-опера" и руководителем Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Основную часть художеств. наследия М. составляют симфонии и вокальные циклы. Гуманистич. пафос и философская содержательность творчества М., богатство эмоциональных оттенков его музыки (от трагич. экспрессии, гротеска в пародии до просветлённой лиричности) и оркестровой палитры, напряжённость музыкального языка - привлекают хореографов, стремящихся найти адекватное пластич. и образное воплощение его музыки в танце. Среди балетов, пост. на муз. М. (в скобках фамилии балетмейстеров): на муз. вокального цикла "Песни об умерших детях" - "Мрачные элегии" (1937, "Балле Рамбер", Лондон, А. Тюдор), под оригинальным назв. (1974, Вупперталь, П. Бауш), под оригинальным назв. (1975, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин, Ж. Казадо); на муз. симфонии-кантаты "Песнь о Земле" - "Тень ветра" (1948, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, Тюдор), "Прощание" (на муз., последней части этого же соч., 1962, Нью-Йорк, П. Конер), под оригинальным назв. (1965, Штутгартский балет, К. Макмиллан); на муз. вокального цикла "Песни странствующего подмастерья" - под оригинальным назв. (1971, Балет XX века, Брюссель, М. Бежар), "Песни Малера" (1977, парижская Опера, О. Арайс); на муз. вокального цикла "Волшебный рог мальчика" - под оригинальным назв. (1974, "Танц-форум", Кёльн, Й. Ульрих), "Песни любви и войны" (1975, "Компани Анн Беранже", Париж, Бежар); на муз. Адажио из 10-й симфонии - "Следы" (1973, Штутгартский балет, Дж. Кранко), под назв. "Адажио" (1974, Вупперталь, Бауш); на муз. 3-й симфонии - "Ночь" (на муз. 4-й части, 1974, Штутгартский балет, Дж. Ноймайер), "То, что сказала мне Любовь" (на муз. 4-й, 5-й, 6-й частей, 1974, Балет XX века, Монте-Карло, Бежар), "Третья симфония" (1975, Гос. опера, Гамбург, Ноймайер), на муз. 4-й симфонии - "Четвёртая симфония" (1976, Ноймайер); на муз. из 5-й симфонии - "Адажиетто" (на муз. 4-й части, 1973, Польский театр танца, Познань, К. Джевецкий), "Эпилог" (на ту же муз., 1975, "Американ балле тиэтр", Нью-Иорк, Ноймайер), "Адажиетто" (на ту же муз., 1977, парижская Опера, Арайс), "Больная роза" (на муз. из 2-й и 5-й симфоний, 1973, Марсельский балет, Р. Пти. Фрагмент из этого балета под назв. "Гибель розы" на муз. 4-й части 5-й симфонии перенесён на сцену Большого театра в 1973); на муз. "Песен Рюккерта" - под оригинальным назв. (1976, Ноймайер) и мн. др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета