[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАНЦОТТИ (Manzotti) Луиджи (2.2.1835, Милан, - 15.3.1905, там же), итальянский артист, мим и балетмейстер. Учился искусству пантомимы в Милане у Боччи. Дебютировал в мимич. партии в балете "Коронация Коринны в Риме" (балетм. П. Борри, театр "Каноббиана", Милан). Выступал в театрах Флоренции и Рима. В 1858 в Риме пост. балеты: "Смерть Мазаньелло", "Мавр с Антильских островов", "Микеланджело и Ролла", "Клеопатра", "Пьетро Микка". С 1872 ведущий мимич. артист "Ла Скала", на сцену которого перенёс некоторые из своих ранних постановок. Зрелый стиль М.-балетмейстера окончательно сложился в балетах "Сиеба" (1876, "Театро Реджо", Турин), "Эксцельсиор" (1881, "Ла Скала"), "Любовь" (1886, там же) и "Спорт" (1897, там же), все - комп. Маренко. Балеты-феерии М., насыщенные патриотич. идеями, прославлявшие прогресс науки и техники, состояли обычно из ряда эпизодов историч. или аллегорич. содержания. Продолжая традицию итал. "больших балетов", балетмейстер включал в постановки множество пантомимич. и массовых сцен (св. 600 участников). Стремление хореографа к развлекательности, красочной зрелищности, умаление роли классич. танца, преувеличенное внимание к постановочным эффектам отражали характерные симптомы упадка европ. балета кон. 19 в. Успех среди широкой публики пост. М. побуждал мн. европ. театры к копированию его балетов (в т. ч. на рус. сцене). Отдельные приёмы М. оказали несомненное влияние на развитие мюзик-холла и некоторые балетные спектакли 10-20-х гг. 20 в.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета