[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАНИПУРИ, одна из основных школ (стилей) индийского классического танца. Сформировалась в 13-14 вв. на С.-В. страны в штате Манипур. Для М. характерны пластичность, лёгкость и плавность движений, необычайная грация и лиричность. В М. используется небольшое количество символич. обозначений, движения рук произвольны, скорее декоративны. Осн. ход - на полупальцах, при небольшом приседании, с характерным для этого стиля лёгким покачиванием корпуса. М. входит в празднества в честь времён года, исполняется также в праздник цветов (холи), служит началом традиц. представления Раслилы (разновидность классического театра Индии). М. объединяет неск. танц. форм, среди которых наиболее древней считается лай-хароба, сложное танцевально-драматич. представление ритуального характера, длящееся неск. дней. Представление М. носит массовый характер. Мужчины одеты в костюмы древних воинов, женщины - в нарядах храмовых танцовщиц. Сюжеты этого представления заимствованы из древнего манипурского эпоса. Главные герои - принц Кхамба и принцесса Тхаиби. Не менее древняя форма астравидья - воинственный танец с мечами, копьями, стрелами и др. Он требует особой техники исполнения (с элементами акробатики), часто сопровождается виртуозной игрой на ударных инструментах: мужские танцы - барабанами, женские - цимбалами.
Осн. центры по изучению этого стиля - Институт искусств в городе Импхал ("Джавахарлал Неру академиданс" при "Сангит натак академи") и Школа искусств в Шантиникетоне (организатор Рабиндранат Тагор), а также центры в Бомбее, Калькутте и Дели. Наиболее известные исполнители М. в 60-70-х гг. - Амоби Сингх, Атомбха Шарма, Сингаджит Сингх, Бипин Сингх, Рита Деви и сестры Джавери.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета