[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАРДЖАНОВ (Марджанишвили) Константин (Котэ) Александрович [28.5(9.6). 1872, Кварели, - 17.4.1933, Москва], сов. режиссёр. Нар. арт. Груз. ССР (1931). Один из основоположников сов. театра. Режиссер-реформатор, М. в своём предреволюц. творчестве отразил передовые тенденции эпохи, искал новые средства сценич. выразительности, утверждал праздничное жизнерадостное искусство.
Стремясь к взаимодействию драматич. искусства с др. видами искусств, М. сочетал на сцене многообразие выразительных возможностей живописи, скульптурных форм, света, музыки, пластики и балета, составляющих единое художеств. целое. После пост. "Шлюк и Яу" Гауптмана в моск. антрепризе К. Н. Незлобина обращал особое внимание на пластику актеров, выделял её в мизансценический рисунок на общем живописном фоне декораций. Попытки создания синтетич. зрелища М. предпринял во время работы в Моск. Художеств. театре (1910-13). Усвоив уроки режиссуры К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, он пост. "У жизни в лапах" Гамсуна (муз. И. А. Саца) и "Пер Гюнт" Ибсена (муз. Э. Грига), отличавшиеся пластич. завершённостью. В "Пер Гюнт" М. ввёл реалистич. нар.-бытовые хороводы, движения аллегорич. фигур (пост. балетм. А. А. Горским), в танце Анитры предоставил инициативу исполнительнице этой роли А. Г. Коонен, отступив от предложенного Горским традиц. балетно-стилизованного вост. танца. Большое влияние на формирование пластин. мышления М. оказало творчество Саца, на музыку которого он создал первый опыт пантомимы для драматич. актёров - "драму без слов" "Слезы" (1912; исполнители - В. Л. Юренева, И. Н. Берсенев, А. А. Баров, танцовщица Э. Крюгер; отснята на пленку А. А. Ханжонковым). Осуществляя идею синтетич. театра, М. организовал в 1913 в Москве "Свободный театр" с драматич., оперной и балетной труппами. С А. Я. Таировым продолжил здесь поиски в области пантомимы ("Покрывало Пьеретты" на муз. Дохнаньи; Пьеретта - А. Г. Коонен, Арлекин - А. А. Чабров). Вместе с Таировым разрабатывал теорию мимодрамы; противопоставлял мимодраму балетной пантомиме с ее изобразительностью в жестах, движениях. Задуманную в "Свободном театре" пост. пантомимы "Манящий свет" на муз. Метцеля осуществил в Театре им. Руставели в Тбилиси (1922). Считая главным в синтетич. театре воспитание актёра, равно владеющего словом, голосом и телом, М. ввёл в "Свободном театре" занятия пластикой и ритмич. гимнастикой (преподаватели Ф. Беата и Чабров); в груз. Гос. драматич. студии (ныне Театр. институт им. Руставели) придавал большое значение занятиям по ритмике и этюдам по пантомиме (преподаватель В. Л. Жгенти); пост. для студентов пантомиму "Мзетамзе" (1926, муз. Т. Н. Вахвахишвили, сцен. М.).
Музыка, пантомима, танец - непременные компоненты драматич. спектаклей М. Хореограф - соавтор М. по режиссуре, работал над пластикой тела и жестов, над ритмом движений, ставил танц. сцены и пантомимы, которые вписывались в контекст спектакля. В киевском быв. Театре Соловцова М. работал с балетм. М. М. Мордкиным над спектаклем "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега (1919). Для пост. пластич. номеров в тбилисском варианте этой пост. (1922, Театр им. Руставели) М. пригласил балетм. Футлина (героико-романтич. трактовку "Фуэнте Овехуна" творчески применил в балете "Лауренсия" хореограф В. М. Чабукиани). В созданном М. в 1928 Гос. театре Грузии (ныне Театр им. Марджанишвили в Тбилиси) хореограф стал штатным сотрудником (Д. Н. Мачавариани). Свою реформаторскую деятельность М. вёл также в жанрах комич. оперы и оперетты, сатирич. комедии и театров эстрадных форм. В 1921 пост. в театре Комич. оперы (Петроград) оперетту-балет "Чёрный принц" на муз. А. Подашевского и собств. текст.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета