[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАРКОВА (Markova) Алисия [псевд.; наст. имя и фам. - Лилиан Алисия Маркс (Marks)] (р. 1.12.1910, Лондон), английская артистка и педагог. Училась у С. А. Астафьевой, Н. Г. Легата, Э. Чеккетти и В. Челли. В 1924-29 солистка труппы Русский балет Дягилева, первая исполнительница гл. партии балета "Песнь соловья" на муз. Стравинского в пост. Дж. Баланчина (1925). В 1930 участвовала в формировании Общества Камарго, где выступила на премьере балета "Фасад" (балетм. Ф. Аштон). В Клубе балета и в "Балле Рамбер" первой исполняла гл. партии в балетах "Пери" (1931); "Мефисто-вальс" на муз. Листа (1934), "Бар Фоли-Бержер" на муз. Шабрие (1934) и в др. постановках балетм. Аштона и Н. де Валуа. В 1932-35 солистка труппы "Вик-Уэллс балле" (Девушка - "Карьера мота" и др.). В 1935-38 возглавляла труппу "Маркова - Долин", созданную совм. с А. Долиным, где была ведущей солисткой. Работала в США (1938-48) в "Балле рюс де Монте-Карло" и "Балле тиэтр" (первая исполнительница Земфиры - "Алеко" на муз. Чайковского, 1942, балетм. Мясин, и др.). Вернулась в 1949 в Великобританию, была одним из основателей труппы "Фестивал балле". В 1952 гастролировала в США, Дании, Франции, Италии (периодически возвращалась на родину). В 1962 оставила сцену. В 1963-70 (с перерывами) возглавляла балет "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В сер. 70-х гг. педагог и консультант отделения танца Университета в Цинциннати (США). Была одной из первых танцовщиц, творчество которой способствовало становлению нац. балета Великобритании. Лёгкость, одухотворённость танца (особенно в партии Жизели), мастерство дуэтного танца характеризовали искусство М. Автор кн. "Жизель и я".
Соч.: Giselle and I, L., 1960.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета