[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МАСКА (англ. masque), жанр театрального представления в Англии 16-17 вв. Аналогичен франц. балетам того же времени. Название - от выходов ряженых в масках, исполнявших в нар. уличных шествиях и на придворных пирах разл. танцы (гальярда, куранта, жига). М. упоминаются в пьесах У. Шекспира ("Генрих VIII", "Венецианский купец", "Ромео и Джульетта"). Утверждение М. в 16 в. как театр. жанра связано с развитием англ. поэзии и музыки: действие стали пояснять стихами, появился речитатив, фигурный танец сменил импровизацию. На рубеже 16-17 вв., в эпоху расцвета, М. сближалась с франц. балетом по признакам: аллюзионная трактовка мифа, множественность компонентов (музыка, пение, декламация, пантомима и танец), принцип постановки (сцена-помост, декорированные колесницы, внезапно выезжавшие на середину залы, сложная машинерия), участие коронованных особ и придворных в качестве исполнителей. Крупнейшие авторы М. - поэт Б. Джонсон и художник-декоратор И. Джонс в своих пост. ("Маска чёрных", 1605, "Маска красоты", 1608; оба спектакля с муз. А. Феррабоско, танцами - Т. Джайлса и Х. Херна) утверждали политич. могущество елизаветинской Англии. Появление к 1609 антимаски (эпизод ведьм в "Маске королев" Джонсона) с живо выраженным комич. нар. содержанием и гротесковыми персонажами - свидетельство кризиса жанра. М. постепенно превращалась в ряд контрастных номеров, слабо связанных сюжетной нитью. Англ. бурж. революция 17 в. положила конец М. как придворному театр. жанру. При Республике (1649-60) М. назывались литературно-философские представления в колледжах.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета