[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЕССЕРЕР Асаф Михайлович [р. 6 (19).11.1903, Вильнюс], советский артист, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1944. В 1919-21 учился в Моск. хореографич. училище (педагог А. А. Горский). По окончании училища - в Большом театре, до 1954 ведущий солист. Творчество М. связано с утверждением реалистич. принципов сов. балетного театра. Исполнительский стиль артиста отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозным технич. мастерством. М. значительно обогатил технику мужского танца. В его репертуар входили романтические, лирико-комедийные, героические, характерные и гротесковые партии классич. и совр. репертуара: Колен, Зигфрид, Базиль, Петрушка; Филипп ("Пламя Парижа", Гос. пр СССР, 1947), Божок и Жонглер ("Красный мак"), Фанатик ("Саламбо") и др. Среди лучших работ М. также концертный номер "Футболист" (собств. пост. на муз. А. Н. Цфасмана). С 1925 выступает как балетмейстер. Пост.: "Фея кукол" (1925, совм. с Е. И. Долинской, спектакль Московского хореографического училища), "Тщетная предосторожность" (1930, Большой театр, на сцене Экспериментального театра, совм. с И. А. Моисеевым), "Спящая красавица" (1936, Большой театр, совм. с А. И. Чекрыгиным и Б. А. Мордвиновым; 1952, там же, совм. с М. М. Габовичем), "Лебединое озеро" (1937, новая пост. 4-го акта; 1951, Большой театр, 1951, 1969, 1973, Будапешт), "На берегу моря" Юзелюнаса (1953, Вильнюсский театр, совм. с В. В. Гривицкасом), "Коппелия" (1974, "Театр Вельки", Варшава). В хореографич. композициях одноактного балета "Класс-концерт" на муз. Шостаковича М. художественно обобщил принципы рус. и сов. школы классического танца (1960, Моск. хореографич. училище, 1963, Большой театр, 1961, Брюссель; 1972, Душанбе, 1973, Киев). Создал ряд концертных номеров, в т. ч. "Пьеро и Пьеретта" Дриго, "Мелодия" Глюка, "Весенние воды" Рахманинова, "Мелодия" Дворжака, а также "Гран па" (для моск. ансамбля "Молодой балет"). Концертировал по СССР. Участвовал в гастролях за рубежом. Как педагог и балетмейстер работал в Брюсселе (1961-62). Снимался в фильмах "Большой концерт", "Концерт-вальс".
Занимаясь педагогич. работой, М. внес большой вклад в систему сов. хореографич. образования. В 1921-23 преподавал на Вечерних курсах при Большом театре, Театр техникуме им. Луначарского, в 1923-60 в Моск. хореографич. училище. С 1946 педагог класса усовершенствования артистов балета в Большом театре. Выступает в периодич. печати. Автор книг "Уроки классического танца" (1967), "Танец. Мысль. Время" (1979). Гос. пр. СССР (1941).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

МЕССЕРЕР Борис Асафович (р. 15 3 1933, Москва), советский театральный художник. Сын А. М. Мессерера. Окончил Московский архитектурный институт (1956). С 1959 оформлял драматические оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда и др. городов Выступал как художник-мультипликатор. Создавал костюмы для ансамблей нар. танца. Для работ М. характерны строгая конструктивность, графичность, тяготение к гротесково-сатирич. образам, иногда черты стилизации. Оформил балеты (в скобках фамилии балетмейстеров): "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (1963, Большой театр, О. Г. Тарасова и А. А. Лапаури); "Кармен-сюита" (1967, там же, Альберто Алонсо); "Клоп" Отказова и Фиртича (совм с худ. А. Д. Гончаровым, Т. Сельвинской, 1962, Театр им. Кирова, Л. В. Якобсон), "Левша" Б. Александрова (1976, там же, К. М. Сергеев), "Клоп" на муз. Шостаковича (1974, ленингр. труппа Хореографические миниатюры, Л. В. Якобсон), "Класс-концерт" на муз. Шостаковича (1973, Киевский театр, А. М. Мессерер), "Три мушкетера" Баснера (1966, Новосибирский театр, Р. А. Гусев), "Золушка" (1966, Театр им. Палиашвили, В. М. Чабукиани), "Ала и Лоллий" Прокофьева (1967, Одесский театр, Тарасова и Лапаури), "Бродячие музыканты" Соге, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (все - 1969, Театр им. Палиашвили, Г. И. Давиташвили), "Гамлет" на муз. Шостаковича, "Лоркиана" на музыку неизв. исп. композиторов, "Спираль" на муз. Бартока (все - 1971, Петрозаводский муз. театр, М. Мнацаканян), "Тропою грома" (1975, Театр им. Ахундова, Баку, Р. Ахундова и М. Мамедов), "Спартак" (1978, Театр им. Спендиарова, В. Ш. Галстян).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета