[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, - 2.2.1940, Москва], советский актёр, режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. РСФСР (1923). Чл. КПСС с 1918. Режиссёр-реформатор, М. вёл поиски новых средств сценич. выразительности, добивался острого, зрелищно яркого раскрытия образа.
В работах Студии на Поварской (1905) М. пытался гармонически сочетать пластику актёров с поэтич. ритмом символистской драмы и музыкой ("Смерть Тентажиля" Метерлинка, комп. И. А. Сац); впервые в истории рус. режиссуры строил пластич. партитуру в соответствии со звуковой и цвето-световой. Продолжал работать над ритмами пластики, скульптурностью групп в массовых сценах и живыми барельефами в пост. театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге ("Сестра Беатриса" Метерлинка, 1906, и др.). Ставил пантомимы (под псевд. Доктор Дапертутто), варьировавшие темы итал. комедии дель арте: "Шарф Коломбины" (сцен. А. Шницлер, комп. Э. Дохнаньи, Петербург, 1910; 2-я ред. - "Привал комедиантов", там же, 1916); "Арлекин, ходатай свадеб" [сцен. В. Люсциниус (В. Н. Соловьёв), комп. В. А. Шпис фон Эшенбрук, Ю. Л. де Бур (по Й. Гайдну и Ф. Арайе), там же, 1911, Териоки, 1912]; "Влюблённые" (сцен. Доктор Дапертутто, на муз. двух прелюдов К. Дебюсси, Петербург, 1912, Териоки, 1912).
М. пользовался пантомимич. и танц. пластикой в драматич. спектаклях петерб. Александрийского театра. В "Дон Жуане" Мольера (1910, музыка Ж. Ф. Рамо) воспроизводилась атмосфера придворного театра кон. 17 в. М. добивался от актёров балетной грации движений, танцевального ритма, "напевности походки". В спектакле "Заложники жизни" (по пьесе Ф. К. Сологуба, 1912) М. ставил балетные номера и сцены для перевода реальных характеров, поступков и событий в обобщённо-символич. план. В работе над "Маскарадом" Лермонтова (1917) сотрудничал с А. К. Глазуновым, который написал музыку к сцене бала - мазурку, кадриль, полонез и др. танц. номера; в сцене маскарада М. ввёл пантомиму Нины с "голубым Пьеро". Приёмами арлекинады, буффонады, балаганной сатиры, шутовской издёвки и трагич. гротеска М. пользовался в спектаклях руководимого им. театра (Театр им. М.), развивавших традиции площадных представлений ("Мистерия-буфф" Маяковского, 1921; "Земля дыбом" Мартине и Третьякова, 1923; "Д. Е." Эренбурга и Келлермана, 1924, и др.); пост. здесь также пантомимич. сцены в трагедии "Кола ди Риенци" на муз. Вагнера (реж. В. М. Бебутов, 1921).
В 1910 М. выступил в партии Пьеро в балете "Карнавал", пост. балетм. М. М. Фокиным (Петербург, зал Павловой). Фокин ставил номера и сцены в муз. спектаклях М. в Мариинском театре (напр., в опере "Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а также в спектакле "Пизаиелло" (по пьесе Д'Аннунцио), созданном М. для актрисы и танцовщицы И. Л. Рубинштейн (1913, театр "Шатле", Париж). Творческие идеи М., а также его режиссёркая деятельность в драматич. театре оказали влияние на эстетику сатирич. и публицистич. спектакля в сов. балетном театре.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета