[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МИЛЛОШ (Milloss) Аурел (настоящая фамилия - Миллош де Михой) (р. 12.5.1906, Уйозора, ныне Уздин, СФРЮ), итальянский артист и балетмейстер. По нац. венгр. Учился у Н. Гуэрры, К. Смеральди, А. Романовского, Р. фон Лабана, В. Гзовского, О. И. Преображенской, Э. Чеккетти. В 1928-32 первый танцовщик Берлинской гос. оперы, танцевал и в др. театрах Германии. В 1932-33 осуществил первые пост.: ""Королевский дуб" - океанский корабль ее Величества" Шульгофа и "Немецкие танцы" на муз. Шуберта. Работал в Венг. оперном театре, где пост. "Петрушку" (1933); "Карнавал"; "Куруцкую сказку" на муз. Кодая (оба - 1935). Изучал танц. фольклор, который использовал в постановках С 1936 работает преим. в Италии. В 1938-45 гл. балетм. римской Оперы, труппа которой в этот период достигла значит расцвета; в 1942-75 в "Ла Скала" (в 1946-50 худ. рук.). Ставил спектакли для ежегодных муз. фестивалей в Венеции, Флоренции, Сполето, Перудже, а также в театрах Кёльна, Вены, Рима. В 1953-54 работал в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где руководил созданной им. труппой Балет четырёх столетий Сан-Паулу. В 1963-66 и 1971-74 рук. балетной труппы Венской гос. оперы, с 1974 - римской Оперы. М. - один из ведущих и наиболее продуктивных совр. балетмейстеров. Неоднократно обращался к произв. И. Ф. Стравинского ("Аполлон Мусагет", 1941, Рим; "Игра в карты", 1948, там же; "Орфей", 1948, Венеция; ряд др. балетов на его муз.), Б. Бартока ("Чудесный мандарин", 1942, Милан; "Деревянный принц", 1951, там же; др. балеты на его муз. - "Тайны", 1951, Париж, "На пороге времени", 1951, Рим; "Воспоминание неизвестного", 1959, там же; "Соната тоски", 1954, Рио-де-Жанейро; "Варварское вдохновение", 1963, Кёльн), С. С. Прокофьева ("Блудный сын", 1942, Рим; на его муз. "Estro arguto", 1957, там же). Особое место занимают балеты на муз. совр. итал. композиторов: "Дама с камелиями" (1945, Рим) и "Ричеркар" (1968, там же) - оба Влада; "Безумие Роланда" (1947, Милан), "Портрет Дон Кихота" (1947, Париж), "Вдохновения" (1968, Сполето) - все Петрасси; "Народные увеселения" на муз. Казеллы (1948, Рим), "Шесть танцев Деметры" Муско (1958, Палермо), "Лицо" на муз. Берио (1973, Флоренция) и др.
Не являясь новатором в области балетной лексики, М. использует пластику танца модерн и классического танца. В своих пост. сосредоточивает внимание на драматич. выразительности ганца, тщательной отделке мизансцен, экспрессивности жеста и мимики актёра. Снимался в кино и ставил танцы в фильмах. Автор статей и исследований о танце.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета