[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МИЛОН (Milon) Луи Жак [настоящая фамилия - Жессе (Jesse)] (25.11.1765 - 1849, Нейисюр-Сен), французский артист, балетмейстер и педагог. Учился в балетной школе при Академии музыки в Париже. С 1787 в труппе театра. После исполнения партии Бертрана в балете "Дезертир" (балетм. М. Гардель) и Ментора в балете "Телемак на острове Калипсо" (балетм. П. Гардель) получил звание первого танцовщика. Высокая техника и выдающийся мимич. дар позволили ему занять одно из ведущих мест в труппе Королевской академии музыки, но из-за специфич. физич. данных (малый рост) М. был исполнителем гл. образом характерных партий. Наибольшего успеха М. добился в балетах П. Гарделя "Ахилл на острове Скирос" (1804), "Александр у Ахиллеса" (1808) и в собств. балетах.
В 1799 дебютировал как хореограф одноактным балетом "Геро и Леандр", а также поставил для Л. Дюпора и балерины Миннет балет "Пигмалион" (театр "Амбигю"). После премьеры этого балета на сцене Академии музыки (1800) получил звание балетмейстера. К лучшим постановкам М., предвосхитившим романтич. направление в балете, относятся: "Свадьба Гамаша" Лефевра (на сюжет эпизода из "Дон Кихота" Сервантеса, 1801), героическая пантомима "Возвращение Улисса" Персюи (1807, исполнял главную партию), "Похищение Сабинянок" Бертона (1811, исполнял роль Ромула) и, в особенности, "Нина, или Сумасшедшая от любви" (на муз. оперы Далейрака, аранжировка для балета Персюи, 1813) и "Клари, или Брачное обязательство" Крейцера (1820). Большинство сценариев М. писал сам. Кроме того, пост. ряд балетов совм. с Р. Гарделем и мн. дивертисментов. Долгие годы М. совмещал творч. деятельность с педагогической, в 1789-1802 входил в состав дирекции балетной школы, в 1815-22 преподавал там пантомимич танец. Среди мн. учеников М - Э. Биготтини. В 1827 оставил сцену.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета