[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МИНКУС (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. имя - Алоизий Людвиг) [23.3.1826, Вена, - 7.12.1917 (по уточнённым данным), там же], скрипач и композитор. По нац. чех (по др. сведениям, поляк). Муз. образование получил в Вене. В 1866 совм. с комп. Л. Делибом написал музыку балета "Ручей" (1866, Париж). Работал главным образом в России. Был капельмейстером крепостного театра князя Н. Б. Юсупова (1853-55), солистом оркестра московского Большого театра, инспектором ба летной музыки моск. театров (1862-72), композитором балетной музыки при Дирекции имп. театров в Петербурге (1872-85). В 1869 в моск. Большом театре состоялась премьера его балета "Дон Кихот". Автором сценария и постановщиком балета был М. И. Петипа, с которым М. продолжал сотрудничать в 70-80-е гг. В 1871 для показа "Дон Кихота" в Петербурге М. дополнительно сочинил музыку 5-го акта (в 1900 балетм. А. А. Горский, осуществляя реформу балета, создал в моск. Большом театре новую редакцию "Дон Кихота", ставшую балетной классикой, сохраняющуюся в совр. репертуаре). М. написал музыку 16 балетов, пост. Петипа в Мариинском театре, в т. ч. "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Млада", "Дочь снегов" (оба - 1879), "Волшебные пилюли" (1886), "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф). Всемирную известность приобрёл балет М. и Петипа "Баядерка" (1877, Мариинский театр). М. принадлежит балет "Фиаметта" (пост. 1863, Москва под назв. "Пламя любви, или Саламандра"; 1864, Петербург - "Фиаметта, или Торжество любви"). М. знал законы балетного театра, обладал высоким профессионализмом. Его музыка - мелодичная, доходчивая, ярко танцевальная, ритмичная - способствовала созданию значительных произв. хореографич. искусства. В лучших балетах М. удалось выйти за пределы внешней иллюстративности. После 1890 М. жил в Вене.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета