[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный), понятие, обозначающее совокупность декадентско-формалистич. течений в искусстве кон. 19-20 вв. Первоначально возникло в изобразит. искусстве для обозначения таких течений, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм и др. М. свойственны субъективизм и индивидуализм, формализм и распад художеств. образа. В балете черты М. нашли проявление в дегуманизации и формализме, в отрицании классич. танца, извращении естеств. движений человеч. тела, в культе уродливого и низменного, в распаде танц. образности (в частности, в попытках создания вычурно-уродливых танцев без музыки). Отмечая "противоестественность" модернистских танцев, М. М. Фокин писал: "Так танцуют те, кто хочет выдать себя за новаторов, быть модернистом, кто движим одним побуждением - быть непохожим на других... Это ужасная опасность искажения человека, усвоения болезненных навыков, потери чувства правды" ("Против течения", 1962, с. 424-25).
Отрицая реализм и классич. традиции, разрушая систему классич. танца, М. в своём чистом виде может вести к отмиранию искусства, возникновению антиискусства. Поэтому творчество крупных и талантливых художников, испытавших влияние М., не сводится к этим влияниям, ими не исчерпывается его сущность.
Понятия М. и танца модерн нетождественны, хотя и соприкасаются. Некоторые представители танца модерн испытали воздействие модернистских течений: экспрессионизма, абстракционизма, конструктивизма, сюрреализма. Вопреки этим влияниям их искусство в его лучших образцах сохранило верность жизненной правде. Поэтому в пределах танца модерн были сделаны некоторые частные пластич. завоевания, которые могут сочетаться с системой классического танца и обогащать её на основе создания правдивых художеств. образов.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета