[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОИСЕЕВ Игорь Александрович [р. 8(21).1.1906, Киев], советский артист, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1953). Герой Социалистич. Труда (1976). В 1924 окончил Моск. хореографич. училище (ученик А. А. Горского). В 1924-1939 в труппе Большого театра. Партии: Рауль ("Теолинда" на муз. Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Раб ("Корсар"); Футболист ("Футболист" Оранского), Мато ("Саламбо"). В 1930 поставил в Большом театре "Футболиста" (совм. с Л. А. Лащилиным), в Экспериментальном театре - "Тщетную предосторожность" (совм. с А. М. Мессерером), затем - "Саламбо" (1932); "Три толстяка" Оранского (1935), "Спартак" (1958), танцы в операх "Любовь к трём апельсинам", "Кармен", "Демон", "Турандот" и др. В 1966 основал Хореографич. концертный ансамбль СССР (позднее назв. Молодой балет, ныне Моск. классич. балет.). В своих балетмейстерских работах М. стремился к непрерывности драматургич. развития действия, выраженного средствами классич., нар. хореографии и пантомимы. Балеты М. отличались театральностью формы, остротой сюжета, реалистич. направленностью, выразительностью танца.
В 1937 М. создал Ансамбль нар. танца СССР, ставший выдающимся явлением в истории мировой танц. культуры. Бессменный художеств. руководитель ансамбля, родоначальник новых танцевально-сценических форм. Поставленные им. концертные миниатюры, хореографические сюиты, фольклорные циклы ("Партизаны", "Колхозная улица", "Картинки прошлого", "Советские картинки", "По странам мира" и др.) стали образцами раскрытия новых тем в области искусства нар. танца. Они представляют собой результат слияния самобытности народного творчества с академической основой танца. М. - почётный чл. Академии танца в Париже (1955). Автор статей по вопросам танцевального искусства. Ленинская пр. (1967), Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1952).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

МОИСЕЕВ Михаил Фёдорович [12(24).1.1882-29.6.1955], советский артист и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1948) и Литов. ССР (1955). Чл. КПСС с 1941. В 1892-99 учился в Моск. хореографич. училище (у Н. П. Домашёва и В. Д. Тихомирова). В 1903-10 в труппе Оперного театра С. И. Зимина. В 1910 гастролировал в США с труппой А. П. Павловой. Балетмейстерскую работу начал в 1918 в Воронеже, где пост. "Коппелию" (1918), "Лебединое озеро" (1919); выступал в ведущих партиях. Позднее работал в театрах Харькова, Одессы, Свердловска, Новосибирска, Алма-Аты, Вильнюса. Ставил балеты классич. наследия: "Жизель", "Конёк-Горбунок", "Корсар", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Спящая красавица" и др. Осуществил пост. балетов на муз. сов. композиторов: "Красный мак" (1927, Харьков); "Карманьола" Фемилиди (1930, Одесса), "Ференджи" Яновского (1935, там же), "Анаит" Тер-Гевондяна (1940, Ереван), "Доктор Айболит" (1947, Новосибирск; Гос. пр. СССР, 1948), "Аленький цветочек" Корчмарёва (1949, там же), "Камбар и Назым" Великанова (1950, Алма-Ата). М. уделял большое внимание воспитанию молодых балетмейстеров. Был руководителем и педагогом балетных студий (при театрах) и хореографич. школ. Среди его учеников - Ю. П. Ковалёв, В. А. Кононович, С. Н. Сергеев, Г. И. Язвинский.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета