[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МОРЕСКА (итал. moresca, исп. morisca, франц. moresque, англ. morris dance, букв. - мавританская пляска), муз.-танцевальная сценка. По традиции, танцовщику-"мавру" (с лицом, вымазанным темной краской, с деревянным мечом и щитом) к ногам привязывали колокольчики. Средневековые исполнители М. - странствующие труппы Средиземноморского побережья - символически воспроизводили борьбу христиан и мавров (9-15 вв.). Исполнение М. требовало участия двух хоров, сюжет М. включал элементы сценич. игры и танца. В 14 в. представление М. включало выступления певцов-солистов, пояснявших сюжет. Во мн. европ. странах М. считалась нац. зрелищем. В эпоху Возрождения М. сначала перекочевала в придв. представления (интермедии, момерии, маски), а позже - в театральные. Здесь М. утратила приметы нар. игры (вплоть до потери маски "мавра") и превратилась в фигурный танец торжественного (иногда воинственного) характера. В 17 в. М. вошла в музыкальный театр (напр., финал оперы "Орфей" Монтеверди, 1607). Ныне сохраняет исторический интерес.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета