[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


МУДРА (на яз. санскрит - знак, символ), система положений пальцев рук в индийских танцах. М. известна в Индии с глубокой древности. "Натьяшастра" - первый санскритский трактат о театре (ок. 2-4 вв. н. э.) содержит описание М. Эта система была детально разработана и строго канонизирована. Дальнейшую разработку М. получила в трактате "Абхиная Дарпана нандикешары". Благодаря М. в танце раскрывается содержание. Естественные движения и жесты обобщались, стилизовались, гиперболизировались, в результате чего приобрели значение абстрактных символов, определяющих чувства, действия, предметы. В основе каждого символа лежит изображение конкретного понятия, чувства или настроения. М. подразделяется на определённое количество фиксированных позиций, каждая из которых имеет своё собственное название. При сочетании тех или иных позиций с разл. позами и движениями танцовщик может выразить св. 500 символов-понятий (с помощью М. раскрываются и сложные понятия). Первая позиция - патака (четыре пальца вытянуты параллельно, большой - согнут) в катхакали изображает слона, льва, быка, крокодила, луну, землю, радугу и др. - всего 43 предмета и явления; вторая позиция (трипатака) - движение, небо, океан и др. (21 понятие). Напр., в танце бхарат натья рука танцовщика в позиции патака, поднесённая ко лбу, может выражать удар, ранение, угнетение и др. То же самое положение рук, но с разведёнными пальцами, в быстром движении означает проливной дождь и падающие лепестки розы. Существует М. для одной руки, для двух и комбинированные.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета