[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР В БЕЛГРАДЕ (Narodno pozoriste). Первые балетные представления в Белградской опере относятся к нач. 20-х гг. 20 в. Сначала это были хореографич. миниатюры и танцы в пост. опер, исполнявшиеся ансамблем из 6 чел. Балетмейстерами были артистки К. Исаченко и М. Болотовская. В 1922 труппа насчитывала уже 22 чел. Были пост. одноактные балеты "Шехеразада" и "Сильфиды" и первый балет сербского композитора М. Милевича "Le balai du valet". Впоследствии в Белграде работали балетмейстеры А. Фортунато, Н. Кирсанова, А. Романовский, А. Жуковский, а также (с 1927) рус. артисты Маргарита и Максимилиан Фроманы, сыгравшие решающую роль в становлении балетной школы в Югославии, в создании высокохудожественного репертуара Белградского театра. Гастрольные выступления А. Павловой и Л. Новикова (1927), а затем Т. П. Карсавиной также повысили интерес к балетному искусству. В 20-30-х гг. были пост. балеты классич. наследия - "Жизель", "Коппелия", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Раймонда"; балеты из репертуара труппы Дягилева - "Видение розы", "Жар-птица", "Петрушка"; балеты на муз. К. Шимановского, Н. Черепнина, А. Тансмана, Р. Штрауса. Этапными явились постановки нац. балетов "Пряничное сердце" (1927), "Имбрек с носом" (1937) Барановича (оба - балетм. Маргарита Фроман) и поставленный Пиа и Пино Млакарами "Чёрт в деревне" Лхотки. Ведущие солистки Нац. театра в 30-е гг. - Н. Бошкович, А. Прелич, Р. Леви, Н. Милошевич, С. Станисавлевич, Т. Полонска, М. Оленина, А. Ройе, С. Лакетич; солисты - М. Ристич, М. Йованович и др. В разное время труппу возглавляли: Б. Г. Романов (1930-31), Н. Кирсанова (1932-34), Б. Князев (1934-36), Маргарита Фроман (1937-38).
После освобождения Белграда и всей страны от нем.-фаш. захватчиков балет национального театра пережил период интенсивного обновления, связанный главным образом с деятельностью балетмейстера и ведущего танцовщика труппы Д. Парлича, творчество которого составило эпоху в истории балета в Югославии. Главным событием послевоенных лет стала пост. балета "Охридская легенда" Христича (1947, балетм. Маргарита Фроман), созданного по фольклорным мотивам (сохранялся в репертуаре до 1970). Были пост. балеты: "Баллада об одной средневековой любви" Лхотки (балетм. Млакары), "Жизель" (балетм. Л. М. Лавровский), "Золотая рыбка" Логара, "Китайская сказка" Барановича, балеты Стравинского, де Фалья, Бартока и др.
Балеты, созданные Парличем, свидетельствовали о многогранности творч. поисков балетмейстера и возглавляемого им коллектива. Среди них были постановки в чисто классич. духе, а также попытки синтезировать язык классич. балета с нац. танцем и танцем модерн: "Пряничное сердце" Барановича, "Симфонический триптих" Конёвича, "Охридская легенда", "Симфония" на муз. Бизе, "Шестая симфония Чайковского", "Ромео и Джульетта", "Чудесный мандарин", "Орфей", "Поцелуй феи"; "Поединок" де Бенфилда, "День рождения инфанты" Фортнера, "Человек перед зеркалом" и "Одиночество" Келемена, "Жоан из Цариссы" Эгка и "Себастьян" Менотти, "Ундина" Хенце и др. Ряд пост. осуществила артистка и балетмейстер В. Костич: "Месть" Томази, "Встреча в Луисвилле" Ибера, "Вибрации" Фрибеца, "Питер-Пен" Бьелинского, "Звёздный круг" на муз. Альбинони и Пендерецкого. Ф. Аштон пост. "Тщетную предосторожность". В театре в 60-70-х гг. работали солистки - М. Санина, Р. Парнел, Костич, М. Йованович, К. Обрадович, Й. Бегоевич, Д. Сифниос, В. Джорджевич, Л. Пилипенко; солисты - Б. Маркович, Д. Трнинич, М. Мишкович, М. Момчилович, С. Гребельдингер, Б. Младенович и Н. Войкич. Художеств. руководитель (с 1976) Обрадович. Труппа совершает мн. гастрольных поездок по странам Европы, выступает на междунар. муз. фестивалях, в 1979 гастролировала в СССР.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета