[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НЕМЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (ГДР). В 1742 в Берлине был открыт Придворный оперный театр (арх. Г. В. Кнобельсдорф) на Унтер-ден-Линден, с этого же года существует балетная труппа. До 1918 носил назв. Королевская опера. Наибольшие достижения связаны с деятельностью балетмейстеров М. Ф. Оге (1833-56) и П. Тальони (1856-1883). После 1-й мировой войны наблюдался некоторый спад деятельности труппы из-за противоречий в нем. балете: противоборство между классич. танцем, отстаиваемым балетм. Г. Крёллером (1919-22), и экспрессивно-пластич. танцем, получившим в эти годы большое распространение. Во время 2-й мировой войны здание театра было разрушено (восстановлено в 1955, арх. Р. Паулинк). С 1945 (театр временно работал в "Адмиралпаласт") возобновилась деятельность труппы под руководством балетмейстера Т. Гзовской (1945-52) и Д. Шпис (1951-55). В 1948, впервые на нем. сцене, пост. "Ромео и Джульетта" Прокофьева, в 1949 состоялась премьера "Дон Кихота" Л. Шписа. Среди постановок: "Спящая красавица" (1949), "Золушка" (1952); "Право господина" Брунса (1953). В 1955-70 балетную труппу возглавляла Л. Грубер. Под её руководством пост. классич. балеты: "Коппелия" (1956), "Лебединое озеро" (1959), "Жизель" (1966), "Спящая красавица" (1967). С успехом шли сов. балеты "Гаянэ" (1955), "Ромео и Джульетта" (1963), новые нем. балеты "Новая Одиссея" Брунса (1957), "Рабы" Хоэнзе (1964), "Баллада о счастье" Швена (1967); давались также вечера балетов, состоявшие из отдельных номеров балетов Стравинского ("Петрушка" и "Весна священная"), Прокофьева ("Блудный сын"), Вейля - Брехта ("Семь смертных грехов мещанина") и др. С 1972 балетную труппу театра возглавляет Э. Бишоф. Репертуар включает балеты классич. наследия - "Жизель" (балетм. Г. Кузнецова по Коралли, Перро и Петипа), "Лебединое озеро" (балетм. Л. Грубер), "Спящая красавица" (балетм. Грубер и Т. Кремке), "Щелкунчик" (балетм. В. Вайнонен); балеты сов. композиторов - "Спартак" (балетм. Л. Шереги), совр. авторов ГДР и классиков 20 века - Стравинского, Бартока, Эгка,?Прокофьева, Шостаковича. Среди пост. 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Чудесный мандарин" (К. Джевецкий), "Три мушкетёра" Баснера (Д. Зейферт) - оба в 1974; "Коппелия" (Т. Шиллинг), "Симфония До мажор" на муз. Бизе (Дж. Баланчин) - оба в 1975; "Жоан из Цариссы" Эгка (Д. Парлич), "Кармен-сюита" (А. Алонсо) - оба в 1976; "Сотворение мира" Петрова (Н. Касаткина и В. Василёв), "Фортепьянный концерт" на муз. Шостаковича (Ш. Лукс), "Психограмма" Журбина (Г. Рудольф), "Запорожская сечь" на муз. Соловьёва-Седого (Т. К. Кремке), "Тембры" на муз. Щедрина (Зейферт), "Песни любви в миноре" на муз. Десятикова (Зейферт), "Как закалялась сталь" на муз. Прокофьева (Г. Кретке), все - 1977; "Вальс", "Четыре темперамента" Хиндемита (оба - 1978, Баланчин).
В труппе (1978): солистки - М. Лубиц, У. Фишер, Р. Гирт, А. Кионтке, М. Лёйпольд, Б. Прёйс, Д. Тёпель, Х. Шиле, И. Дальхау, С. Гобье, Ш. Шерцер; солисты - Б. Драйер, П. Бергер, П. Хебенштрайт, В. Ян, Я. Хануш Шкленар, Ф. Баде, Х. Курт, К. Машвиц, Х. Фогельрёйтер. Труппа много гастролирует по городам ГДР, выезжает за рубеж.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета