[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, Грузия, - 25.4.1943, Москва], советский режиссёр и театральный деятель. Нар. арт. СССР (1936). Совм. с К. С. Станиславским был основателем и руководителем Моск. художественного театра (МХТ), реформатором сценич. искусства. Внёс большой вклад в искусство театра постановкой выдающихся произв. рус. классич. и сов. драматургии. Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области муз. театра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию, преобразованную в 1926 в Муз. театр имени Н.-Д. Стремился к воспитанию синтетич. певца-актёра, в равной мере владеющего искусством вокала и театр. действия, а в оперетте также и танцевальной пластикой. В опереттах "Дочь Анго" Лекока (1920), "Перикола" (1922) и "Прекрасная Елена" (1937) Оффенбаха, "Корневильские колокола" Планкета (1932) ставил целью подчинить танцы и "подтанцовки" стилистике постановки и органически включить их в действие. Боролся со штампами и рутиной на муз. сцене, в т. ч. и в области танц. форм. Танцы в муз. спектаклях Н.-Д. ставили В. П. Бурмейстер, В. Лопухов, Н. А. Глан и др. В 1920 Н.-Д. участвовал в постановке "Лебединого озера" в Большом театре, помогая балетмейстеру А. А. Горскому добиваться оправданности и логич. последовательности хореографич. действия. В 1939 в Муз. театр имени Н.-Д. влился балетный коллектив Московского художественного балета под рук. В. В. Кригер (осн. в 1929). Н.-Д. утверждал единую природу актёрского творчества и перевоплощения в образ во всех видах и жанрах муз. театра с учётом специфики каждого из них. Сценич. принципы Н.-Д. легли в основу деятельности балетмейстера В. П. Бурмейстера (Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Гос. пр. СССР (1942, 1943).
Соч.: Из прошлого, М., 1938.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета