[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"НИЖИНСКИЙ, КЛОУН БОЖИЙ" ("Nijinsky, clown de Dieu"), синтетический спектакль-балет в 2 частях на муз. 6-й симфонии П. И. Чайковского и П. Анри. Сцен. и балетм. М. Бежар. 8.10.1971, Балет XX века, Дворец спорта "Форе насьональ", Брюссель, худ. Р. Бернар (декорации и свет), Ж. Рустан (костюмы); Нижинский - Х. Донн, Жена Нижинского - С. Фаррелл. Партии В. Ф. Нижинского в балетах его репертуара: "Видение розы" - П. Бортолуцци, Золотой раб (из балета "Шехеразада") - Д. Ломмель, "Послеполуденный отдых фавна" - И. Ланнер, "Петрушка" - М. ван Хуке. Текст из дневников Нижинского читал Л. Терзиев.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич [17.12.1889, по др. данным, 28.2 (12.3).1890, Киев, - 8.4.1950, Лондон], русский танцовщик и балетмейстер. В 1898 поступил в Петерб. балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актёра сразу вывел Н. на положение премьера. Он стал партнёром балерин М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной в академич. репертуаре. Создал гл. роли в пост. новых балетов: Белый раб - "Павильон Армиды" (1907), Раб - "Египетские ночи" и Юноша - "Шопениана" (1908) в пост. М. М. Фокина, Ураган - "Талисман" Дриго в пост. Н. Г. Легата (1909). В 1911 Н. был уволен из Мариинского театра за то, что самовольно надел в "Жизели" новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа. В 1909-13 Н. - ведущий танцовщик Русских сезонов за границей, организованных С. П. Дягилевым, где воплотил гл. роли в репертуаре Фокина: "Карнавал" и "Шехеразада" (1910), "Видение розы", "Петрушка", "Нарцисс" Черепнина (все - 1911), "Синий бог" Ана и "Дафнис и Хлоя" (1912). В 1912 Н. пост. для труппы Дягилева балет "Послеполуденный отдых фавна", где исполнил гл. роль, в 1913 - "Игры" Дебюсси и "Весну священную". Постановки Н. получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академич. репертуара, отрицали пластич. живописность фокинских постановок, предвосхищая будущие поиски балетного театра сер. 20 в. В 1914 Н. организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 возвратился в труппу Дягилева; пост. для амер. гастролей труппы балет "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса. Как танцовщик Н. возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы. В балетмейстерской деятельности Н. опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности. Психическое заболевание заставило Н. рано покинуть сцену. В 1919 он написал "Дневник Нижинского", изданный в Париже в 1953. В 1971 М. Бежар посвятил его драматич. судьбе балет "Нижинский, клоун божий". В 1980 вышел сов. документальный фильм "Воспоминания о Нижинском" (реж. Ю. Н. Альдохин).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета