[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. - всё воспроизводящий подражанием), 1) Вид сценич. искусства, в котором осн. средство создания художеств. образа - пластич. выразительность человеч. тела (поза, жест, мимика). Большое место П. занимала в театр. и танц. представлениях Др. Греции и Др. Рима, в ср. века к П. обращались бродячие актёры, в сер. 16 в. её вводили в итал. комедию дель арте; в театре народов Востока она сохраняется и в 20 в. П. - один из жанров совр. эстрады и цирка.
2) В балете - особое средство создания хореографич. образа (см. Образ хореографический), соотнесённое с танцем. Танец и П. нередко уподобляются соотношению арии и речитатива в опере. В танце преобладает выразит. начало, в П. - изобразительное; танец имеет более обобщённый характер, П. - более конкретный; танец чётко ритмизирован и основан на повторности пластич. мотивов, П. ритмически и пластически более свободна и разнородна; движения в танце более слитны и непрерывны, в П. - более раздельны и разрознены. П. роднит балет с драматич. театром, танец - отличает от него. В балетах 18-19 вв. П. чаще служила для выражения действия, танец - состояния. Пантомимные эпизоды были обособлены от танцевальных, в них широко применялись условные жесты. Балетм. Ж. Ж. Новер, а впоследствии и М. М. Фокин стремились к стиранию резких граней между танцем и П., к объединению их выразит. возможностей.
В сов. балете П. имеет большое драматургич. значение. Однако гл. выразит. средством в нём является не П., а танец. Роль П. - вспомогательная, дополнительная, конкрети- зирующая. Значение П. иногда переоценивалось, балетмейстеры стремились к односторонней драматизации в ущерб богатству танцевальной выразительности. Тип спектакля, в котором П. преобладала и несла главную действенную функцию, а танец имел преим. дивертисментный и развлекат. характер, на определённом этапе стал тормозом в развитии балетного театра. Эти недостатки были преодолены в пост. Ю. Н. Григоровича, И. Д. Бельского, О. М. Виноградова, Н. Н. Боярчикова и др. балетмейстеров, где найдено верное, специфич. для балета соотношение танца и П. Последняя может играть в балете роль самостоят. эпизода или её элементы могут быть включены в танец, но гл. значение в балетном спектакле имеет танц. выражение действия. Резкой грани между танцем и П., однако, не существует, возможны переходные явления. В этих случаях говорят о танцевальной П. или о пантомимном танце (сцена обручения в "Ромео и Джульетте", балетм. Л. М. Лавровский). Яркие образцы П. содержатся в спектаклях Григоровича "Иван Грозный" на муз. Прокофьева и "Ангара" Эшпая, где она дополняет танц. действие.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета