[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА [L'Opera de Paris, офиц. назв. - Национальный оперный театр (Theatre National de l'Opera), сокращённо - Опера (L'Opera), в русской литературе известен также под названием "Гранд-Опера"], основной оперно-балетный театр Франции. Осн. в 1671 в Париже под назв. Королевской академии музыки и танца, на протяжении 18 и 19 вв. несколько раз менял название. С 1875 работает в здании, построенном архитектором Ш. Гарнье. С момента основания балетная труппа П. О. и созданная при ней в 1713 школа были самыми значительными во Франции. Здесь работали почти все знаменитые франц. артисты балета и балетмейстеры, а также мн. иностранцы; формировался репертуар франц. балетного театра, были созданы спектакли, завоевавшие мировую известность ("Сильфида", "Жизель", "Коппелия"); сложилась франц. школа классич. танца, получившая распространение во всех странах Европы, в т. ч. и в России. Пережив период расцвета в эпоху романтизма, балетное искусство П. О. к кон. 19 в. пришло в упадок и возродилось в 20-х гг. 20 в. под влиянием Русских сезонов. В 70-х гг. П. О. продолжает сохранять классич. наследие прошлого века, уделяя в то же время значит. место постановкам видных совр. хореографов из разл. стран и предоставляя возможность экспериментировать молодым балетмейстерам. С этой целью при театре создана "Группа театральных исканий парижской Оперы", возглавляемая К. Карлсон (см. Французский балет). В репертуаре труппы: балеты классич. наследия - "Сильфида", "Коппелия"; "Бабочка" Оффенбаха (все три возобн. П. Лакотом), "Жизель" и "Спящая красавица" (оба - в ред. Алисии Алонсо), "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера); балеты М. М. Фокина - "Петрушка" и "Видение розы"; Б. Ф. Нижинской - "Свадебка"; Р. Пти - "Волк" Дютийё, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Па-де-де" на муз. Шуберта, "Ночь просветления" на муз. Шёнберга, "Подвижность" на муз. Верди, "Нана" Констана; С. Лифаря - "Сюита в белом" на муз. Лало, "Федра" Орика, "Видения" Соге; М. Бежара - "Опус 5" на муз. Веберна, "Весна священная", "Жар-птица"; Дж. Баланчина - "Дивертисмент" на муз. Моцарта, "Кончерто-барокко" на муз. Баха, "Четыре темперамента" Хиндемита, "Чаконна" на муз. Глюка, "Блудный сын", "Сонатина", "Гробница Куперена", "Цыганка", "Вальс" (все - на муз. Равеля); Дж. Роббинса - "Концерт соль мажор" на муз. Равеля, "Послеполуденный отдых фавна" на муз. Дебюсси; Ю. Н. Григоровича - "Иван Грозный" и "Ромео и Джульетта"; К. Макмиллана - "Песнь о земле" на муз. Малера, "Времена года" на муз. Верди; Х. Ландера - "Этюды"; О. Арайса -"Песни Малера" и "Адажиетто" на муз. Малера; балеты К. Карлсон в "Группе театральных исканий" - "Золото безумцев" на муз. Филлипса, "Безумцы из золота" и "Этот, тот и другие" Вакевича, "Ветер, вода, песок" Сёрмана, "Год лошади" Шварца. В труппе (1980): солистки - К. де Вюльпиан, Д. Кальфуни, Ф. Клер, В. Пиолле, Н. Понтуа, К. Скуарнек, Г. Тесмар, Н. Тибон, Ф. Зюмбо; солисты - С. Атанасов, П. Бар, Ж. Гизерикс, М. Денар, Ш. Жюд, Ж. Пилетта, Ж. П. Франкетти. Худ. рук. - В. Верди (1977-80), Р. Хайтауэр (с 1980), директор школы - К. Бесси. Балетная труппа П. О. трижды гастролировала в СССР (1958, 1969-70 и 1977).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета