[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАРТИЙНОСТЬ в искусстве, идейная направленность художеств. творчества, выражающая интересы определённых классов, социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого искусства, так и в общественных позициях и взглядах художников. В П. обнаруживается зависимость искусства от обществ. борьбы, раскрывается его идейность.
В прошлые эпохи художники, в т. ч. деятели хореографии, далеко не всегда отчётливо сознавали классовый характер и социальный смысл своего творчества. Их взгляды проявлялись чаще в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях, в приверженности к духовным ценностям, которые были так или иначе связаны с определёнными классовыми устремлениями. В сов. искусстве повысилось значение мировоззрения в творчестве, возросла роль обществ. идеала, сознательной целеустремлённости художеств. деятельности.
Создавая спектакль, балетмейстер и исполнители не могут уйти от выявления социальных позиций и устремлений изображаемых героев, от выражения своего отношения к ним и трактовки существа их характеров и взаимоотношений с позиций определённого общественно-эстетич. идеала. Творя по велению своего сердца, художники, в т. ч. деятели хореографии, вместе с тем бесчисленными нитями связаны с интересами и духовными ценностями тех или иных классов, а в социалистич. обществе - всего народа, и ориентируются на эти ценности и интересы. В этом проявляется П. их творчества.
П. не противоречит свободе творчества, а является её выражением. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905) В. И. Ленин показал, что "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104). Балет, как и любое другое искусство, всегда выражал характер того общества, в котором он создавался. Подлинно художеств. произведения, несмотря на отпечаток классовости, воплощали правдивое и нар. содержание, имеющее общечеловеческое значение. Поэтому они и живут в веках.
В совр. бурж. искусстве его П., определяемая интересами господств. класса, лицемерно маскируется. В социалистич. обществе принцип П. социалистического реализма означает прямую и открытую связь художеств. творчества с жизнью народа, с идеологией Коммунистич. партии. П. не ограничивает художника, а предоставляет ему полную творч. свободу в выборе художеств. средств, приёмов и форм для наилучшего воплощения жизненного содержания. Ленин подчёркивал, что П. предполагает обеспечение "... большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию" (там же, с. 101). П. - условие глубокого проникновения искусства в сущность социальных процессов, яркого и убедительного отображения новых человеческих характеров и отношений, идейно-нравственных проблем социалистич. общества.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета