[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis - пастушеский), театральное представление, написанное на идиллический сюжет. П. получила распространение в придворных театрах эпохи Возрождения в Италии в 16 в. ("Аминта" Т. Тассо, 1533; "Верный пастух" Дж. Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно- аристократич. представление во Франции 17-18 вв. ("Помона" Камбера, 1671, "Празднества Амура и Бахуса" Люлли, 1672). Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. В П. обычно изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых аристократич. манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Как правило, П. состояла из музыки и пения, нередко представляя собой маленькую оперу или балет, а иногда и соединение того и другого (см. Опера-балет). П. редко исполнялась самостоятельно, обычно была составной частью более широкого праздничного представления и включалась в него как интермедия. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших пасторали, - Ж. Б. Люлли, Н. Дезод, А. Детуш. Позднее П. стали называть любое сценич. произведение на тему сельской идиллии (балет "Сильвия", 1876). В опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) интермедия "Искренность пастушки" представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц. эпизоды.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета