[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) [31.1 (12.2).1881, Петербург, - 23.1.1931, Гаага], русская артистка. Дочь солдата из крестьян и прачки. В 1891 принята на балетное отделение Петерб. театр. училища, где занималась у А. А. Облакова, Е. О. Вазем и П. А. Гердта. По окончании, с 1899 танцовщица Мариинского театра. В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России - концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914). Искусство П., выдающейся классич. танцовщицы, утвердившей далеко за пределами родины мировую славу рус. балета, было подготовлено процессами развития рус. балетного театра нач. 20 в. и во многом повлияло на эти процессы. В пост. М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей П.: музыкальность и психологич. содержательность её танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Вместе с тем уже в этих спектаклях П. создала много нового, своего. Её выступление в "Баядерке" (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценич. жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вёл к поэтически просветлённому финалу. П. исполняла партии, где классич. основа имела национально-характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец её исп. героинь - Пахиты, Китри и др. - был высоким образцом исполнительского мастерства и стиля своего времени. Обращаясь и к собственно-характерным танцам, П. пользовалась огромным успехом в стремительно-пылком панадеросе ("Раймонда"), уральской пляске ("Конёк-Горбунок"), в исп. танце ("Щелкунчик"), в партии вакханки ("Времена года"). С новаторскими поисками балетм. А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре П. партии: Китри ("Дон Кихот") и Бинт-Анты ("Дочь фараона"). Последнюю она сначала исполнила в Большом театре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиционной постановке того же балета на петерб. сцене. П. сыграла важную роль в реформах М. М. Фокина как исполнительница центральных партий поставленных им балетов: "Виноградная лоза" А. Г. Рубинштейна, "Эвника" Щербачёва, "Шопениана", "Павильон Армиды", "Египетские ночи". В них проявились одухотворённый психологизм и музыкальность исполнительницы. Гл. ценностями творч. союза П. и Фокина явились произв., где танец подчинён духовно-выразительным задачам: "Шопениана" и "Лебедь" на муз. Сен-Санса (1907, позднее под назв. "Умирающий лебедь"), ставший поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина, П. по-прежнему хранила преданность рус. балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. С 1909 - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во мн. странах. П. сохраняла в гастрольном репертуаре балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др. значит. произв., а также концертные номера. В её труппе работали рус. балетмейстеры и преим. рус. танцовщики. С ними создавались новые хореографич. миниатюры. Наиболее известны: "Ночь" и "Вальс-каприс" на муз. А. Г. Рубинштейна, "Стрекоза" на муз. Крейслера, "Рондино" на муз. Бетховена - Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского. Фокин специально для труппы П. пост. "Прелюды" на муз. Листа и "Семь дочерей горного короля" на муз. Спендиарова. Творческий облик П. сложился на рус. сцене. В своих многочисл. концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечеств. искусства. Слава П. стала легендарной. Её подвижническое служение танцу пробудило во всём мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра.
Соч.: Несколько страничек из моей жизни, "Солнце России", 1912, No 122 (23).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПАВЛОВА Надежда Васильевна (р. 15.5.1956, Чебоксары), советская артистка. Засл. арт. РСФСР (1977), нар. арт. Чуваш. АССР (1980). В 1974 окончила Пермское хореографич. училище (педагог Л. П. Сахарова). Ученицей выступала на сцене Пермского театра, затем в его труппе. Исполнила партии Сванильды, Жизели; Джульетты (1972, балетм. Н. Н. Боярчиков). С 1975 в Большом театре. П. - лирич. балерина больших технич. возможностей. Её танец отличается одухот- ворённостью, "полётностью", естественностью грации, гибкими свободными линиями. Партии: Аврора, Джульетта, Маша, Китри, Фригия; Эола ("Икар" Слонимского), Геро ("Любовью за любовь"), Валентина ("Ангара"), Солистка ("Эти чарующие звуки"), Джульетта (1979, балетм. Ю. Н. Григорович). В концертном репертуаре П.: "Сонет" Мартынова (балетм. Боярчиков); "Девочка и эхо" на муз. Баха, "Маленькая балерина" на муз. Ракова, "Озорница" Иванова - все пост. М. М. Газиевым, "Голубые дали" Балая (балетм. Г. Майоров) и др. Снялась в загл. роли в сов.-амер. фильме "Синяя птица". 1-я пр. Всесоюзного конкурса молодых балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Гран при Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973), пр. им. Ленинского комсомола (1975).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПАВЛОВА Нина Михайловна (р. 9.8.1947, Ростов-на-Дону), советская артистка. Нар. арт. БССР (1980). С 1966, по окончании Белорус. хореографич. училища (педагог И. Н. Савельев). в Минском театре. Партии: Одетта - Одиллия, Аврора, Жизель, Китри, Зарема, Эгина, Кармен; Ева ("Сотворение мира" Петрова).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета