[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПОДДЕРЖКИ, поддержка, элементы дуэтного танца, когда танцовщик (партнёр) помогает танцовщице (партнёрше) выполнять к.-л. движения, являясь для неё опорой, поддерживая партнёршу в устойчивом положении или поднимая её. Мн. attitudes, arabesques, en tournant, прыжки исполняются также с П. В нар., бальном и сценич. (классич. и характерном) танцах часто используются П. В совр. хореографии различаются П. партерные (партнёр и партнёрша находятся на полу) и воздушные (танцовщик поднимает танцовщицу). Большинство П. не имеет спец. терминологич. обозначений, но некоторые получили обиходные названия: "рыбка", "ласточка", "флажок", "стульчик", "свечка" и др. Партерные П. по технич. приёмам подразделяются на осуществляемые двумя руками или одной рукой за талию или за руки партнёрши. Воздушные П. помогают исполнять маленькие или большие прыжки, включают подъёмы на уровень плеч и груди или на вытянутые руки над головой, с фиксированием позы или с подбрасыванием и переменой поз. В дуэтном танце П. парные. В ансамблях возможны П., включающие трёх танцовщиков (pas de trois) - "Лебединое озеро", "Океан и две жемчужины" - "Конёк-Горбунок", балетм. А. А. Горский; Лоренцо, Ромео, Джульетта - "Ромео и Джульетта", балетм. Ю. Н. Григорович. Реже встреяаются П. с участием четырёх и более исполнителей.
В процессе историч. развития хореографич. искусства П. обогащались и усложнялись. До 19 в. преобладали П. партерные или связанные с незначит. подъёмом партнёрши во время небольших прыжков. В балете романтизма получили развитие воздушные П., хотя они ещё не превышали подъёма выше уровня плеч партнёра. И только в нач. 20 в. возникли высокие П. на вытянутых руках. В 1920-х гг. в балет вошли также П. физкультурно-спортивного, акробатич. характера (напр., подъём на arabesque одной рукой за талию, другой - за ногу, разного рода шпагаты, кульбиты и т. п.). Особые разновидности П. разработаны в танце модерн.
Партнёр в П. может быть либо статичной опорой танцовщицы, либо активно участвовать в движении. В редких случаях встречаются комбинации, где опорой движения является не партнёр, а партнёрша. Хотя П. употребляются в любых танц. темпах, преобладают они в adagio. Обычно П. чередуются с раздельными танц. движениями танцовщика и танцовщицы, хотя могут образовывать и непрерывную слитную цепь совместного танца.
В конкретном танце П., как и др. элементы хореографии, получают художественно-образное осмысление. Нередко высокие или особо сложные П. используются в качестве кульминации танц. номера (напр., дуэт Спартака и Фригии в пост. балетм. Ю. Н. Григоровича). Первый дуэт Ферхада и Ширин в "Легенде о любви" совсем не имеет П., чем подчёркивается робкое, едва возникшее чувство героев, не смеющих прикоснуться друг к другу, но их же второй дуэт, выражающий расцвет любви, построен на непрерывных слитных П. (герои танцуют, не отрываясь друг от друга).
Совр. хореографии свойственно многообразие П., возможности развития и формы которых далеко не исчерпаны. Ряд оригинальных П. найден сов. балетм. Ф. В. Лопуховым, К. Я. Голейзовским, Л. В. Якобсоном, Ю. Н. Григоровичем, О. М. Виноградовым, Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым и др. Выдающимися мастерами исполнения П. в сов. балете были Е. М. Люком - Б. В. Шавров, О. П. Мунгалова - П. А. Гусев, Г. С. Уланова - К. М. Сергеев, О. В. Лепешинская - В. А. Преображенский, М. М. Плисецкая - Н. Б. Фадеечев и др. Их традиции нашли развитие в дуэтах Е. С. Максимовой - В. В. Васильева, Н. И. Бессмертновой - М. Л. Лавровского, Н. И. Сорокиной - Ю. К. Владимирова, Н. В. Павловой - В. М. Гордеева и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета