[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛЬСКАЯ ОПЕРА ИМ. МОНЮШКО в Познани (Opera im. Moniuszki w Poznaniu), создана в 1919 под назв. "Театр Вельки", в 1939-45 не работала; вновь открыта в 1945. Балетную труппу возглавили С. Мищик (1945-46) и Е. Каплиньский (1945-49), который пост. в 1947 балет "Харнаси" и основал при театре школу. В 1947 театр получил совр. название. Труппой руководили: Э. Паплиньский (1949-50), Л. Вуйциковский (1950-52), С. Мищик (1952-54), Ф. Парнель (1954-56), Е. Гогул (1956-58), З. Патковский (1958-1961), В. Милён (1962-63), К. Джевецкий (1963-73), в 1974-78 Б. Каспрович. С 1978 - Х. Конвиньский. Среди артистов: танцовщицы - Б. Битнерувна, Б. Карчмаревич, Т. Куява, Ю. Маевская, С. Покшивиньская, О. Савицкая, И. Цесликувна, М. Полыньчук, А. Козималя, К. Матецкая, Л. Мизгальская; танцовщики - В. Милён, Б. Станчак, К. Джевецкий, Ю. Станьда, В. Косьцеляк, С. Войт, Я. Свитала. В театре работали также балетмейстеры Л. Грубер (ГДР) и Н. М. Уланова (СССР).
В первые послевоенные годы чаще ставились польские балеты: "Калиостро в Варшаве" Маклякевича (1947), "Свантевит" Перковского (1948), а также "Шехеразада" (1947); "Из сказки в сказку" Недбала, "Карнавал" (1950) и др. Значит. для творч. роста труппы была деятельность Л. Вуйциковского, который включил в репертуар "Коппелию" (1952), "Испанскую сюиту" на муз. Гранадоса. В 1953-63 преобладали многоактные сюжетные балеты: "Пан Твардовский", "Бахчисарайский фонтан"; "Новая Одиссея" Брунса, "Яхонтовая невеста" Свежиньского, "Ромео и Джульетта". С приходом к руководству Джевецкого в репертуар вводились одноактные балеты, часто пост. на симфонич. музыку. Сочетая танцы классич. и модерн, балетмейстер пост. сюжетные балеты "История солдата" (1964), "Жар-птица" (1967); "Есик в Остенде" Бацевич (1964), "Павана на смерть инфанты" на муз. Равеля (1968, 1973), "Чудесный мандарин" (1970); "Лани" Пуленка (1973); бессюжетные - "Вариации 4 : 4" Возняка (1966), "Темпус Джаз-67" Миляна (1967), "Адажио для струнных инструментов и органа" на муз. Альбинони (1973); "Дивертисмент" и "Соната для 2 фп. и ударных" Бартока (1972), "Адажиетто из 5-й симфонии Малера" (1973) и др. Балетм. Каспрович ставила классич. балеты - "Жизель" (1974), "Щелкунчик" (1975), а также "В пансионе мадемуазель Гортензии" на муз. Штрауса (1977). В. Груца пост. "Ожидание" и "Очень спящая красавица" Блёха (оба - 1975). В 1979 балетм. Каспрович пост. балет "Ромео и Джульетта".

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета