[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВЕЛЬКИ" (Teatr Wielki), Большой театр в Варшаве, - открыт в 1833. На протяжении 19 в. при театре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итал. балетмейстерами. В 1843-53 (с перерывами) в театре работал Ф. Тальони, который пост. романтич. балет "Индийское утро" Стефани. Вместе с Тальони здесь работал польский балетм. Р. Турчинович, поставивший "Жизель" (1848), "Эсмеральду" (1851), "Пахиту" (1854), нац. балет "Окрестность под Кельцами" Стефани (1846). В театре часто выступали иностр. танцовщики: М. Тальони, К. Гризи, большое влияние на формирование польского балетного театра оказали гастроли рус. артистов: Н. Богдановой, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легата, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и др. Балетм. Л. И. Иванов пост. здесь "Привал кавалерии" (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин - "Шопениану" и "Евнику" Щербачёва (1908). В 1917 при П. "Т. В." балетм. П. Зайлих создал балетный коллектив. Были пост. "Пан Твардовский" (1921); "Байка" Роговского (1923), "Свитезянка" Моравского (1931) и др. Возобновлялись старые балеты ("Жизель", "Коппелия" и др.), ставились балеты из репертуара антрепризы С. П. Дягилева ("Шехеразада", "Петрушка", "Дафнис и Хлоя" и др.). Помимо Зайлиха в П. "Т. В." работали балетм. Э. Курыло (1925-26), Ф. Парнель (1927-29), Я. Цеплиньский (1934-1935), М. Тяновский (1935-38); ведущие артисты - Х. Шмольцувна, И. Шиманьская, З. Домбровский, С. Балишевский.
Во время 2-й мировой войны 1939-45 П. "Т. В." сгорел. В 1945 в Варшаве была создана Музыкально-оперная сцена, имевшая небольшую балетную труппу, в 1948 она объединилась с филармонией, а в 1949 преобразована в Гос. оперу, явившуюся базой при открытии вновь отстроенного в 1965 П. "Т. В.". В балетной труппе работали балетм. В. Шаевский (1964-67), В. Груца (1967-68; в 1975-78 - гл. балетмейстер), С. Мищик (1968-70), ведущая танцовщица М. Кшишковская (с 1970 она же рук. балетной труппы). Солисты: танцовщицы - Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Б. Влодарчик, Я. Галиковская, Э. Гловацкая, Б. Олькушник, Д. Пясецкая, Б. Райская, И. Рыбарская, Б. Сер, Р. Смукала; танцовщики - С. Шиманьский, Е. Грачик, Р. Кравуцкий, Я. Смолиньский, З. Цвиоро, М. Анджейчак, Е. Баранкевич, И. Вишневский. В первые послевоенные годы ставились, помимо нац. балетов "Пан Твардовский" и "Харнаси", одноактные балеты. С 50-х гг. в репертуар включались также классич. и совр. многоактные произв.: "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта"; "Мазепа" Шелиговского, "Каменный цветок" и др. В 1-й пол. 60-х гг. наметилось стремление обновить репертуар. Среди спектаклей, созданных в эти годы иностр. балетм. А. Родригесом и Ф. Адре: "Весна священная" и "Орфей" Стравинского, "Дафнис и Хлоя", "Треуголка"; "Красный плащ" Ноно. Появились балеты, поставленные молодым польским балетм. В. Груцей, преим. на муз. польских композиторов: "Волшебная корчма" Шаловского (1962), "Ожидание" Блёха (1964), "Ад хоминем" ("Ad hominem") Вишневского (1964), а также "Карнавал" (1975); "Третья симфония" на муз. Бёрда (1976), "Станислав и Анна Осьвенцимы" на муз. Карловича (1976), "Маскарад" на муз. Хачатуряна (1979) и др.
Пополнение труппы новыми молодыми артистами способствовало введению в репертуар более сложных и разнообразных по жанрам произв. Наряду с классикой ("Дон Кихот", "Коппелия") и произв. сов. композиторов ("Золушка", "Ромео и Джульетта", "Спартак") ставятся одноактные балеты: "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1968), "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза и "Болеро" (балетм. В. Борковский), "Вальс" на муз. Равеля и "Чудесный мандарин" (балетм. Ж. Лаззини), "Петрушка" (балетм. Л. Вуйциковский), "Фрёкен Юлия" и "Лунный олень" Рисагера (балетм. Л. Кульберг) и др.; новые произв. польских композиторов: "Скульптуры мастера Петра" Твардовского (1972), "Вожделение" Бацевич (1973), комич. балет "Очень спящая красавица" Блёха (1974).
В П. "Т. В." имеется Камерный зал им. Э. Млынарского, в котором с 1968 ставятся экспериментальные балеты молодых балетмейстеров; здесь начали свою деятельность М. Бохенек, Е. Макаровский и М. Компе.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВЕЛЬКИ" в Лодзи (Teatr Wielki w Lodzi). В 1957 под рук. Ф. Парнеля начала формироваться при оперном театре небольшая балетная труппа. В 1967-75 коллектив, выступавший в новом здании, возглавлял В. Борковский. Он реорганизовал труппу и создал её репертуар. С 1977 худ. рук. труппы К. Вжосек. Ведущие солисты: танцовщицы - М. Залейская, Э. Выциховская, Л. Ковальская-Вжосек, Я. Небольская; танцовщики - К. Вжосек, К. Кноль, Б. Янковский. В репертуаре: балеты, пост. Парнелем, - "Жизель" (1959); "Свитезянка" Моравского (1960), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Коппелия" (1962) и др.; в пост. В. Борковского - "Пан Твардовский" (1967, 1974), "Ромео и Джульетта" (1969), "Харнаси" (1970), "Дафнис и Хлоя" (1971), "Шах и мат" (1973); для детей - "Королевна Снегурочка" Павловского (1974); "Кончерто гроссо" на муз. Шабельского (1976, балетм. Т. Куява), "Жар-птица" (1978, балетм. К. Джевецкий) и др. В театре работали также балетм.: Я. Яжинувна-Собчак ("Свадьба в Ойцуве"), Б. Каспрович ("Шопениана"), Э. Паплиньский ["Худо сбережённая дочь" ("Тщетная и предосторожность")]; иностр. балетм.: К. Йосс ("Зелёный стол"), Э. Вальтер ("Орфей" на муз. Монтеверди) и Б. Эйфман ("Гаянэ").
С 1968 театр организует раз в два года фестиваль Лодзинские балетные встречи.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ПО..

ДУБЕНЕЦКЕНЕ-КАЛПОКЕНЕ

ИТАЛЬЯНСКОЕ КАПРИЧЧИО

КЛАССИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ПТИЦЕ

ЛОНДОН ФЕСТИВАЛ БАЛЛЕ

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

ОДИННАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ

[c] Энциклопедия балета