[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ПУНЬИ, Пуни (Pugni), Чезаре (Цезарь) [31.5.1802, Генуя, - 14(26).1.1870, Петербург], итальянский композитор. Учился в Миланской консерватории (у А. Ролла и др.). С кон. 1820-х гг. писал главным образом балеты, которые и принесли ему известность. С 1851 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. театрах. Написал для Мариинского театра 35 балетов, в т. ч. "Конёк-Горбунок" (для бенефиса М. Н. Муравьёвой), который долго оставался единственным балетом на рус. сюжет. П. сотрудничал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, около 20 лет с М. И. Петипа. В его балетах танцевали Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. Балеты П. обнаруживают хорошее знание композитором условий сцены, специфики танца; его музыка отличается мелодичностью, доходчивостью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.
Автор 312 балетов, в т. ч.: "Элерц и Дзульмида" (1826, Милан), "Ундина, или Наяда" (1843, Лондон; 2-я ред. "Наяда и рыбак", 1851, Петербург), "Эсмеральда" (по Гюго, 1844, Лондон), "Катарина, дочь разбойника" (1846, Лондон), "Мраморная красавица" (1847, Париж), "Скрипка дьявола" (1849, Париж), "Газельда, или Цыганы" (1853, Большой театр, Петербург), "Фауст" (1861, совм. с Паниццей, там же), "Дочь фараона" (1862, Мариинский театр, Петербург), "Конёк-Горбунок" (или "Царь-девица" по сказке Ершова, 1864, там же), "Царь Кандавл" (1868, там же), вставные номера к балету "Корсар" Адана (1868, там же).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета