[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"ПУШКИН" (размышления о поэте), вокально-хореографическая симфония в 2 частях. Комп. А. П. Петров, сцен. и балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв. 26.6.1979, Театр им. Кирова, худ. И. Г. Сумбаташвили, муз. руководитель и дирижёр Ю. Х. Темирканов; Пушкин - Р. Г. Багаутдинов, Наталия Николаевна - И. А. Колпакова, Муза поэта - С. В. Ефремова, Дантес - К. Е. Заклинский, Николай I - В. М. Пономарёв, Пугачёв - Н. И. Ковмир, Нищий - В. В. Фёдоров, Безумец - А. Е. Иваненко.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПУШКИН Александр Иванович (7.9.1907, с. Микулино Тверской губ., - 20.3.1970, Ленинград), советский артист и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Учился в частной школе Н. Г. Легата. По окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог В. И. Пономарёв), в 1925-53 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий Филиппа ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вайнонен), Поэта ("Утраченные иллюзии", 1936, балетм. Р. В. Захаров). Среди др. партий: Асак ("Ледяная дева"), Зигфрид, Вацлав; Гений вод ("Конёк-Горбунок"), Голубая птица, Фрондосо; Юноша ("Шопениана"). С 1932 педагог Ленингр. хореографич. училища, с 1953 вёл класс усовершенствования в Театре им. Кирова. Видный педагог, П. воспитал неск. поколений выдающихся артистов. Среди его учеников - А. А. Макаров, Ю. Н. Григорович, Н. А. Долгушин. Внёс большой вклад в подготовку танцовщиков для театров республик СССР (Тат. АССР, Башк. АССР), ряда социалистич. стран. Педагогич. мастерству П. посв. документальный фильм "Урок классического танца".

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ПУШКИН Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва, - 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, поэт, основоположник новой рус. литературы. Поэтич. отклики П. на искусство К. Дидло, А. И. Истоминой, А. А. Лихутиной, Е. И. Колосовой свидетельствуют о его большом интересе к искусству балета, понимании им гл. особенностей рус. танца, в котором виртуозная техника сочетается с одухотворённостью, глубиной чувств.
На сюжеты произв. П. пост. много балетов. Среди них: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821, Москва, балетм. А. П. Глушковский); "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса (1823, Петербург, Большой театр, балетм. К. Дидло); "Чёрная шаль, или Наказанная неверность" на сб. муз. (1831, там же, Глушковский); "Египетские ночи" ("Клеопатра") Аренского (1908, Мариинский театр, балетм. М. М. Фокин); опера-балет "Золотой петушок" на муз. Н. А. Римского-Корсакова (1914, парижская Опера, балетм. Фокин); "Царевна-лебедь" на муз. Римского-Корсакова к опере "Сказка о царе Салтане" (1929, там же, балетм. Б. Ф. Нижинская); "Золотая рыбка" Минкуса (1867, Петербург, Большой театр, балетм. А. Сен-Леон); "Бахчисарайский фонтан" (1934, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров); "Цыганы" Василенко (1937, Моск. художеств. балет под рук. В. В. Кригер, балетм. Н. С. Холфин); "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый театр, балетм. Л. М. Лавровский; Большой театр, балетм. Р. В. Захаров); "Сказка о попе и о работнике его Балде" (1940, Ленингр. Малый театр, балетм. В. А. Варковицкий); "Барышня-крестьянка" (1946, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров); "Каменный гость" Асафьева (1946, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон); "Медный всадник" (1949, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров); "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Дешевова (на темы А. К. Лядова; 1949, Ленингр. Малый театр, балетм. А. Л. Андреев и Б. А. Фенстер); "Станционный смотритель" Петрова (1956, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. Ю. Воронцов, М. М. Михайлов); "Граф Нулин" Асафьева (1959, Центр. студия телевидения, балетм. В. А. Варковицкий); "Пиковая дама" на муз. П. И. Чайковского (1960, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь; 1978, труппа Марсельский балет, балетм. Р. Пти); "Пиковая дама" на муз. Прокофьева (1968, Ленингр. Камерный балет, балетм. Боярчиков; 1973, новая ред. под назв. "Три карты", Пермский театр, балетм. тот же); "Я помню чудное мгновенье" на основе произв. М. И. Глинки (1962, Театр оперы и балета, Казань, балетм. И. Смирнов); "Онегин" на муз. П. И. Чайковского, в аранжировке К. Х. Штольце (1965, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко; возобн. 1976, М. Хайде, Королевский шведский балет); "Царь Борис" на муз. С. С. Прокофьева (1975, Пермский театр, балетм. Боярчиков; 1978, новая ред., Ленингр. Малый театр, балетм. тот же). В 1979 в Театре им. Кирова пост. вокально-хореографич. симфония "Пушкин" Петрова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета