[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ШОВИРЕ (Chauvire) Ивет (р. 22.4.1917, Париж), французская артистка, балетмейстер, педагог. Училась в балетной школе парижской Оперы у Куа, Н. Гуэрры, Р. Маури, А. Авелина, позднее у Б. Князева и В. Гзовского. В 1935-72 (с перерывами) ведущая солистка этой труппы (с 1941 этуаль). Выступала также в труппах "Нуво балле де Монте-Карло", "Лондон фестивал балле", во мн. театрах мира ("Ла Скала" и др.). Первая значит. роль в 1935 - Терпсихора ("Творения Прометея", балетм. С. Лифарь). Исполнительница ведущих партий в балетах классич. репертуара (Жизель, Аврора, Сванильда, Одетта - Одиллия) и в постановках балетм.: С. Лифаря - "Голый король" Франсе (1936), Михела ("Торжествующий Давид" на муз. Дебюсси и Мусоргского, 1937), Молодая иудейка ("Александр Великий" Гобера, 1937), Знатная дама и Принцесса-Лань ("Рыцарь и девушка" Гобера, 1941 и 1948), Сильвия ("Сильвия, или Нимфа Дианы", 1941), Истар ("Истар" д'Энди, 1941); гл. партий в балетах: "Жоан из Цариссы" Эгка (1942), "Примерные звери" Пуленка (1942), "Сюита в белом" на муз. Лало (1943), "Dramma per musica" на муз. Баха, "Шота Руставели" Онеггера, Черепнина и Арсани, Пери ("Пери" Дюка), все - 1946; Лейкотея ("Наутеос" Лелё), Тень ("Видения" Соге), оба - 1947; Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского, 1949); Дж. Кранко - Елена ("Прекрасная Елена" на муз. Оффенбаха в аранжировке Л. Обера и Розенталя, 1955); Т. Гзовской - Маргарита ("Дама с камелиями" Соге, 1957), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1960); Л. Гай - Аркадина ("Чайка" Влада, 1968) и др. Пост.: "Жизель" (реставрация оригинальной ред., 1951, "Ла Скала"), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1951, фестиваль "Флорентийский май"), "Пери" на муз. Дюка (1955, Фестиваль в Виши). Гастролировала в СССР с труппой парижской Оперы (1958 и 1969-70). Снималась в кино. Искусство Ш. - одна из вершин классич. исполнительских традиций во франц. балете 20 в. Блестящая техника сочетается у неё с тончайшей отделкой деталей, строгим вкусом, чувством стиля; одухотворённая пластика неотделима от действенно-драматич. содержания образа. Ш. - чл. Междунар. академии танца в Париже.
Соч. в рус. пер.: Я - балерина, пер. с франц., М., 1977.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета