[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, - 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленингр. обл.], русский композитор, педагог и обществ. деятель. Участник объединения "Могучая кучка", руководитель Беляевского кружка, директор Бесплатной муз. школы (1874-81), проф. Петерб. консерватории (с 1871). Автор 15 опер, соч. для оркестра и хора, романсов, инструм. произведений. В своём творчестве, проникнутом идеями демократизма, насыщенном образами народно-поэтич. фантазии, Р.-К. развивал традиции М. И. Глинки. Народно-песенные истоки обогащены композитором достижениями муз. профессионализма. Его произв. отличаются исключительной красочностью гармонич. языка и инструментовки. Во мн. операх Р.-К. содержатся развёрнутые танц. сцены, нередко связанные с нар. обрядами, играющие существенную роль в муз. драматургии ("Снегурочка", "Садко" и др.). Опера-балет Р.-К. "Млада" - произв. синтетич. жанра, где танц. сцены занимают равноправное положение с вокальными и чередуются с ними (пост. в 1892, Мариинский театр, балетм. Л. И. Иванов и Э. Чеккетти). На музыку Р.-К. ставились балеты: "Шехеразада" (1910, Русские сезоны, Париж) и "Золотой петушок" (1914, Русский балет Дягилева) - оба балетм. М. И. Фокин, "Русские игрушки" (1921, Нью-Йорк, "Палас-тиэтр"), "Оле Торо" (на муз. "Испанского каприччио", 1924, Нью-Йорк, театр "Метрополитен-опера"), "Шемаханская царица" (на муз. "Шехеразады", 1924, Филадельфия) - все три балетм. Фокин. "Испанское каприччио" (1923, Большой театр, балетм. Л. А. Жуков; 1939, Аргентина, балетм. Л. Ф. Мясин).
Соч.: Летопись моей музыкальной жизни, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1955.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета