[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РИТМОПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, одно из течений танца модерн, в основе которого лежит идея трансформации временнуго ритма, воспринимаемого слухом, в точно соответствующий ему ритм пластически свободных телодвижений. Р. т. - результат взаимодействия ритмич. танца, порождённого системой Э. Жака-Далькроза, и пластич. танца А. Дункан. В нём органично соединились два противоположных принципа: полная подчинённость внутренним закономерностям муз. формы, диктующей ритмич. организацию движений, и свобода их пластич. разработки, которая не связана с к.-л. танц. традицией. Р. т. создавались преим. для группового исполнения, их импровизационность отталкивалась от пластики гимнастич. упражнений, к формам которых первоначально прибегали исполнители-постановщики, как наиболее доступным для танцовщиков, не прошедших проф. хореографич. подготовку. Это во многом определило особенности стиля Р. т. - отсутствие эмоциональной окраски движений, некоторую однозначность и сухость линейного рисунка танца. Техника Р. т. уподобила тело танцовщика инструменту, послушно реагирующему на малейшие изменения звукоритмич. импульсов. Она развивала у исполнителей сознательную моторную рефлексию, позволяющую им свободно координировать движения тела, которые в зависимости от характера музыки могли производиться одновременно или в резко контрастирующих темпоритмах и направлениях, образуя сложные полиритмопластические или же гармонические сочетания.
Система ритмопластики породила новую концепцию взаимосвязи музыки и жеста. Соответствие танца внутренним закономерностям муз. конструкции начало служить объективным критерием совершенства хореографич. формы.
Идеи Р. т. оказали значит. влияние не только на сложение стиля и теории танца модерн, но и на всю совр. хореографию. Они были восприняты и балетмейстерами, воспитанными в традициях классич. школы: М. Рамбер, В. Ф. Нижинским и Б. Ф. Нижинской, Дж. Баланчиным и др. Наибольшее распространение Р. т. получил в 20 - нач. 30-х гг. 20 в. в Германии, Австрии, Швейцарии, а также в СССР (студии В. В. Майя, И. С. Чернецкой, И. Дубовской).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
РИ..

ЗАГРАДНИКОВА-ДЕМОВИЧОВА

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ И БАЛЕТ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ КУБЫ

ПОЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ ТАНЦА

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

[c] Энциклопедия балета