[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РОББИНС (Robbins) Джером (р. 11.10.1918, Нью-Йорк), американский артист, балетмейстер. Учился классич. танцу у Э. Дагановой, Ю. Лоринга, Э. Пластовой и А. Тюдора, танцу модерн в "Лиге нового танца", испанскому у Э. Веолы, восточному у Е. Нимуры, драматич. искусству у реж. Э. Казана. В 1937 начал творч. деятельность как артист драмы, в том же году работал танцовщиком в Танцевальном центре Ф. Сорел и Г. Сандор; выступал в мьюзиклах, в театрах Бродвея (1938-40); в 1940-48 в труппе "Балле тиэтр"; здесь же поставил в 1944 первый балет "Матросы на берегу", затем "Игры" (1945); "Факсимиле" Бернстайна (1946). В 1949 пост. "Гости" на муз. Блицстайна в труппе "Нью-Йорк сити балле", где до 1963 был артистом, балетмейстером и заместителем художеств. руководителя (пост. "Век тревог " на муз. Бернстайна, 1950; "Клетка" на муз. Стравинского и "Крысолов" на муз. Копленда, оба - 1951; "Фанфары" на муз. Бриттена и "Послеполуденный отдых фавна", оба - 1953; "Концерт" на муз. Шопена, 1956). В 1958 организовал труппу "Балеты-США" (пост. "Движения" без муз. сопровождения, "Нью-Йорк экспорт опус Джаз", оба - 1959; "События" на муз. Принса, 1961). Труппа выступала на фестивале в Сполето (Италия), работала в Европе. В 1965 в труппе "Американ балле тиэтр" пост. "Свадебку" Стравинского. В 1969 вернулся в "Нью-Йорк сити балле", где пост.: "Танцы на вечеринке" (1969) и "В ночи" на муз. Шопена (1970), "Гольдбергские вариации" на муз. Баха (1971) и "Водяная мельница" Ито (1972); балеты для Фестиваля Стравинского - "Фантастическое скерцо", "Думбартон Окс", "Заупокойные песнопения" (все - 1972), "Вечерние вальсы" на муз. Прокофьева (1973), "Вариации на тему Диббука" на муз. Бернстайна (1974), балеты на муз. Равеля ("Моя матушка Гусыня", "Лодка в океане" и др., 1975), "Трёхцветный" на муз. Орика, совм. с Ж. П. Бонфу и П. Мартинсом (1978), "Четыре сезона" на муз. Верди и "Ор. 19" на муз. Прокофьева (оба - 1979). Совм. с Дж. Баланчиным пост. балеты "Жар-птица" (1970) и "Пульчинелла" (1972). Среди др. работ: мьюзиклы - "Малютка в миллиард долларов" и "Высокие ботинки на пуговках" (1946-47), "Король и я" (1951), "Питер Пэн" (1954), "Смешная девчонка" и "Скрипач на крыше" (оба - 1964). Лучший из них - "Вестсайдская история" (1957), по которому в 1962 был снят фильм. Ставил танцы и в драматич. спектаклях, в т. ч. "Матушка Кураж и её дети" Брехта (1962). Р. - балетмейстер, остро чувствующий жизнь совр. Америки. Начав с жанровых сценок в балете "Матросы на берегу", он уже в "Играх" обратился к более обобщённым формам, извлекая пластич. образы из быта и переводя их в область чистого танца. В работах 70-х гг. ("Танцы на вечеринке", "Гольдбергские вариации") развивает творч. принцип бессюжетных балетов Баланчина, построенных на классич. музыке. Но, в противоположность Баланчину, воспринимающему музыку как образец стиля эпохи, Р. на её основе создаёт произв., совр. по духу.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета