[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РОМАНОВ Борис Георгиевич [10(22).3.1891, Петербург, - 30.1.1957, Нью-Йорк], русский артист, балетмейстер и педагог. С 1909, по окончании Петерб. театр. училища (педагог М. К. Обухов), в Мариинском театре. Исполнял преим. характерные партии: Шут ("Щелкунчик"), Король шутов ("Павильон Армиды" Черепнина), Пьеро ("Карнавал" и "Бабочки" на муз. Шумана), Странствующий актёр ("Испытание Дамиса"), Сатир ("Времена года"), Лучник ("Половецкие пляски"), Негр ("Дочь фараона" и "Царь Кандавл" Пуньи, "Евника" Щербачёва и "Исламей" на муз. Балакирева). Первые пост. осуществил в петерб. Литейном театре: мимодрама "Рука" (1911), фантазия "Козлоногие" с муз. Саца и пантомима "Ноктюрн слепого Пьеро" с муз. Чекрыгина (обе - 1912) и др. Как хореограф испытал сильное влияние М. М. Фокина. Эстетич. взгляды Р. сложились под воздействием практики "Мира искусства" и поэзии рус. акмеистов, в частности М. А. Кузмина, с которым Р. сотрудничал в Литейном театре. Впоследствии деятельность Р. была направлена на сохранение традиций рус. школы танца и пропаганду репертуара классич. наследия.
В Русском балете Дягилева в Париже пост. мимодраму "Трагедия Саломеи" Шмитта (1913) и танцы в опере "Соловей" Стравинского (1914). С 1914 балетмейстер Мариинского театра; пост. "Андалузиану" на муз. Бизе, балетные миниатюры и др. После Окт. революции 1917 сотрудничал в Театре трагедии, Театре художеств. драмы и Большом драматич. театре. В 1921-26 вместе со своей женой Е. А. Смирновой возглавлял гастрольную труппу Русский романтич. театр. Затем был балетмейстером в труппе А. П. Павловой. В 1928-34 работал в театре "Колон" в Буэнос-Айресе, в театрах Парижа, Монте-Карло, Белграда, Рима. В 1934-38 в "Ла Скала" и Римской Опере, в 1938-42 и 1945-50 в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Преподавал в Буэнос-Айресе и в "Скул оф балле репертори" (Нью-Йорк). Среди пост.: "Петрушка" (1925, "Ла Скала"), "Пульчинелла"; "Шехеразада" и "Жар-птица" (оба по Фокину), все три-1928; "Любовь-волшебница" де Фалья, "Вальс" Равеля, "Тамара" на муз. Балакирева (все - 1929), "Жизель"; "Шут" Прокофьева (оба - 1930) - все в театре "Колон"; "Щелкунчик" (1936, "Балле рюс де Монте-Карло"), "Пульчинелла" (1950) и "Жизель" (1952) - оба в римской опере; "Арлекинада" (1956, "Балле рюс де Монте-Карло", Чикагская опера).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета