[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА, труппа, созданная в 1911-13 С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов за границей.
Балетм. - М. М. Фокин (1909-12 и 1914), репетитор - Э. Чеккетти. Ведущие танцовщики - Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. Из петерб. Мариинского театра в Р. б. Д. перешли Б. Ф. Нижинская, А. Р. Больм. Кордебалет формировался из артистов оперных театров Варшавы и Парижа, а в летнее время - также моск. и петерб. театров. Сезон 1911 начался спектаклями в Монте-Карло (продолжен в Париже, Риме и Лондоне). Были пост. новые балеты Фокина - "Видение розы" на муз. Вебера (худ. Л. С. Бакст), "Нарцисс" Черепнина (худ. тот же) и "Подводное царство" на муз. из оперы "Садко" Римского-Корсакова (худ. Б. И. Анисфельд), а также сокращённая версия "Лебединого озера" (с участием М. Ф. Кшесинской и Нижинского). Центр. событием сезона стал пост. Фокиным балет "Петрушка" (худ. А. Н. Бенуа). В 1912 были показаны - "Синий бог" Ана, "Тамара" на муз. Балакирева, "Дафнис и Хлоя", все - пост. Фокина (худ. Бакст), "Послеполуденный отдых фавна" (балетмейстерский дебют Нижинского); в 1913 - "Игры" Дебюсси (худ. Бакст), "Весна священная" (худ. Н. К. Рерих), оба - пост. Нижинского, "Трагедия Саломеи" Шмитта (балетм. Б. Г. Романов, худ. С. Ю. Судейкин); в 1914 (Прага, Монте-Карло, Париж, Лондон) - "Бабочки" на муз. Шумана (худ. М. В. Добужинский), пост. Фокина. С началом 1-й мировой войны Р. б. Д. на время прервал свои выступления. Сезон 1915-16 труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США. Были пост.: "Ночное солнце" на муз. Римского-Корсакова (балетм. Л. Ф. Мясин, худ. М. Ф. Ларионов), "Менины" на муз. Форе (балетм. и худ. те же, костюмы К. Сократе), "Кикимора" на муз. Лядова (балетм. и худ. те же). В 1917 коллектив распался. Вернувшись в Европу, Дягилев сформировал новую труппу. Ведущее положение в ней стали занимать зап.-европ. танцовщики. В 1917-29 здесь работали балетм. Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская и Дж. Баланчин. В 1917 труппа выступала в городах Европы и Юж. Америки. Были созданы новые спектакли: "Фейерверк" на муз. Стравинского (худ. Дж. Балла), "Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти (балетм. Мясин, худ. Бакст), "Русские сказки" на муз. Лядова (балетм. Мясин, худ. Ларионов и Н. С. Гончарова) и "Парад" (балетм. тот же, худ. Пикассо). Наиболее значительные премьеры след. сезонов: балеты, пост. Нижинской, - "Байка про Лису..." (1922, худ. Ларионов и Гончарова), "Свадебка" Стравинского (1923, худ. Гончарова), "Лани" Пуленка (1924, худ. М. Лорансен); Мясиным - "Песнь соловья" Стравинского (худ. А. Матисс) и "Пульчинелла" (худ. Пикассо), оба - 1920; "Меркурий" Сати (1924, худ. тот же), "Стальной скок" Прокофьева (1927, худ. Г. Б. Якулов); Баланчина - "Барабау" Риети (1925, худ. М. Утрилло), "Кошка" Соге (1927, худ. Н. Габо и Певзнер), "Аполлон-Мусагет" Стравинского (1928, худ. А. Бошан и Г. Шанель), "Блудный сын" Прокофьева (1929, худ. Ж. Руо).
Деятельность труппы Р. б. Д., составившая эпоху в истории балетного театра, разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографич. искусства, когда русский балет оставался едва ли не единственным хранителем наследия прошлого и носителем высокой исполнительской культуры и мастерства. Р. б. Д., находившийся в течение двух десятилетий в центре художеств. жизни Запада, послужил стимулом к возрождению этого вида искусства в ряде стран и становлению его в тех странах, где до того не существовало проф. балетного театра. Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы решающим образом повлияла на дальнейшее развитие балетного театра во всём мире, существенно изменив отношение к балету в целом и к отдельным его проблемам. Так, напр., идея обращения хореографов к симфонич музыке, не предназначенной специально для танца, оказалась плодотворной для балета 20 в., открыв путь дальнейшим исканиям. Р. б. Д. способствовал пробуждению интереса к балету многих композиторов и стимулировал появление выдающихся балетных партитур. Вместе с тем переворот, совершённый деятелями дягилевской антрепризы, носил по существу узкоэстетический характер, и балет по-прежнему оставался искусством, предназначенным лишь для аристократич. и бурж. элиты. Диктат личного вкуса Дягилева, его непрестанное стремление к новизне приводили к резким поворотам в репертуарной политике труппы, а стремление быть законодателем художеств. моды, присущий Дягилеву "фаворитизм" вызывали принципиальные разногласия в среде его постоянных сотрудников, вынуждая их расставаться с труппой. Наметившийся уже в предвоенные годы разрыв с рус. культурной почвой привёл в 20-х гг. к окончательной утрате антрепризой нац. характера, сделал её явлением зап.-европ. культуры.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
РУ..

ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ

ГОЛЬДБЕРГСКИЕ ВАРИАЦИИ

КОЗЫ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

ОБРАЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СВАДЬБА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

[c] Энциклопедия балета